Найти тему
Русский мир.ru

Ожившее прошлое

Здесь любой может попытаться представить, как жили, как выглядели и как умирали люди, жившие на территории нашей страны

Стук копыт раздался сначала за спиной, потом волна звука прошла слева, ушла вперед и затихла где-то в правом дальнем углу. Будто по периметру зала музея пронесся невидимый табун лошадей. "Это что — кони скачут?!" "Кони, кони, — улыбается куратор выставки "Культурный мост: из прошлого в настоящее" Василий Новиков. — У нас еще лязг мечей будет включаться. Так сказать, для полного погружения посетителей в атмосферу".

Текст: Лада Клокова, фото: Александр Бурый

Кажется, с задачей "погружения" организаторы и кураторы выставки справились: необычный дизайн экспозиции, нестандартный подход к демонстрации экспонатов, интерактивная карта, видеолекции и видеоролики, рассказывающие о выставленных в витринах находках археологов, аудиоэффекты, 3D-реконструкции ряда артефактов, тактильные модели некоторых экспонатов для слабовидящих посетителей и информационные таблички на шрифте Брайля. А еще — виртуальный тир, в котором любой желающий может стать скифом, сражающимся с войсками Дария, хазаром, бьющимся с арабами, или русом, штурмующим хазарскую крепость Саркел. "Победители игры будут получать от нас призы, — сообщает Василий Новиков. — Не хотите попробовать?"

Куратор выставки Василий Новиков объяс няет, как рабо тает интерактивная карта
Куратор выставки Василий Новиков объяс няет, как рабо тает интерактивная карта

АРХЕОЛОГИЯ КАК ТРАНСПОРТНЫЙ ХАБ

Интерактивная выставка "Культурный мост: из прошлого в настоящее", открывшаяся в сентябре в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева, — это настоящее событие для всех тех, кто интересуется историей. В экспозиции представлены уникальные археологические находки последних лет, обнаруженные в зоне строительства железнодорожных и энергетических магистралей в Южном федеральном округе, а также в знаменитом Гнёздовском археологическом комплексе под Смоленском (см.: "Русский мир.ru" № 8 за 2017 год, статья "Земля русских викингов". — Прим. ред.).

Последние приготовления перед открытием
Последние приготовления перед открытием

"Есть разная археология, — объясняет Василий Новиков. — Есть археология, которая подчинена научным целям: методичному и долговременному исследованию каких-то отдельных комплексов, памятников или объектов, таких, например, как Гнёздово. А есть археология, которая связана со строительством. Законодательство Российской Федерации предусматривает, что перед строительством любого объекта на территории необходимо провести археологические изыскания, в результате которых будет установлено наличие или отсутствие объектов культурного наследия".

"Культурный мост: из прошлого в настоящее" — это фактически ретроспектива находок, которые были обнаружены археологами, работавшими на территории Ростовской области и Краснодарского края перед строительством там магистральных сетей "Российскими железными дорогами" и "Федеральной сетевой компанией Единой энергетической системы".

Посетители выставки могут попробовать себя в роли хазара, руса или скифа в виртуальном тире
Посетители выставки могут попробовать себя в роли хазара, руса или скифа в виртуальном тире

Археологическим сопровождением строительства занимался Научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт энергетики и транспорта "Энерготранспроект", который и стал инициатором проведения выставки при поддержке Министерства культуры РФ и Института археологии РАН.

Помимо экспонатов организаторы выставки постарались показать своего рода археологическое "закулисье". Речь в первую очередь идет об использовании на раскопках современных технологий: сканирования местности, спутниковой съемки, геофизики, квадрокоптеров. Кроме того, в экспозиции представлены и работы исследователей из лаборатории "Археолаб", которые не только расчистили и законсервировали предметы из раскопок, но и сделали точные копии, восстановив первоначальный облик предметов. "Современная археология — это ведь своего рода транспортный хаб, объединяющий разные специальности и разные науки: биологию, почвоведение, антропологию и так далее. А в центре этого хаба находится археолог, который собирает воедино информацию из разных областей знания, препарирует и воссоздает по крупицам общую картину, — говорит Василий Новиков. — А когда все собрано, тогда и получается перебрасывать вот такие мостики из прошлого в настоящее".

Экспозиция поделена на зоны, выстроенные в хронологическом порядке — от эпохи бронзы до позднего Средневековья. И самое главное: подавляющее большинство представленных здесь экспонатов демонстрируется впервые.

Необычный дизайн экспозиции никого не оставляет равнодушным
Необычный дизайн экспозиции никого не оставляет равнодушным

КХАЛ ДРОГО, ГОРШОЧЕК И ОТРАВЛЕННЫЕ СТРЕЛЫ

Любопытная деталь: каждая зона выставки украшена написанными специально для нее картинами — художественными реконструкциями. Секция, посвященная бронзовому веку, может похвастаться сразу двумя полотнами: на одном изображен закутанный в меха суровый охотник, на другом — маленькая художница. Не надо обладать особой наблюдательностью, чтобы заметить интригу: с людьми на картинах соседствуют те самые экспонаты, на которые можно полюбоваться в витринах. Вот бронзовый топорик под стеклом, и вот он же — в руках сурового охотника. Вот удивительно хорошо сохранившийся горшочек и маленькие бусы, найденные в погребении эпохи бронзы, и вот они же — на картине: девочка-художница расписывает тот самый горшочек, а на шее у нее красуются те самые бусы.

На портрете охотника эпохи бронзы можно заметить точно такой же топорик, как и тот, что лежит в верхнем левом углу витрины
На портрете охотника эпохи бронзы можно заметить точно такой же топорик, как и тот, что лежит в верхнем левом углу витрины

Следующая зона посвящена скифам и сарматам. На портрете — скифский вождь, подозрительно похожий на кхала Дрого — правителя датракийцев из популярного сериала "Игра престолов". "Ну да, — улыбается Новиков, — раскрыт секрет симпатий нашего художника. Вот таким он увидел вождя скифов. Но, между прочим, одежда вождя реконструирована по находкам из знаменитого кургана Солоха (Могила-Знаменская — скифское захоронение в Запорожской области, открытое еще в 1912 году. — Прим. ред.). А для самых дотошных и любопытных посетителей у нас здесь заготовлена видеолекция одного из патриархов нашей археологии, доктора исторических наук Валерия Ивановича Гуляева. Хотите узнать о загадках отравленных стрел? Тогда приходите и слушайте!"

Внимание сразу приковывают сарматский биметаллический доспех и очень интересные остатки шлема, явно переделанного из античного "собрата". В центре стеклянной витрины красуется уздечный набор, самая привлекательная деталь которого — уздечное украшение в зверином стиле в виде пантеры. Еще здесь можно увидеть скифские стрелы, ножи, бронзовые зеркала. А рядом, в отдельном стеклянном кубе, изрядно помятый и позеленевший сарматский котел.

Масляная лампа, найденная в античном поселении "№ 4848″
Масляная лампа, найденная в античном поселении "№ 4848″

АНТИЧНАЯ ВОЛНА

Прекрасная златовласая гречанка улыбается с портрета, открывающего зону Античности. Помня об интриге, присматриваемся: какая из археологических древностей использована в картине на сей раз? Амфора! Девушка держит в руке копию того сосуда, который можно хорошо разглядеть на ближайшем стенде.

В этой зоне представлены находки из двух античных поселений: "№ 4848″ и "Волна-1″. Кстати, весной нынешнего года некрополь на Таманском полуострове "Волна-1″ попал в заголовки всех ведущих изданий, после того как в захоронении V века до нашей эры был найден бронзовый шлем коринфского типа.

В этой витрине собраны чернофигурные лекифы, финикийские стеклянные сосуды, статуэтка богини Коры и голова Деметры
В этой витрине собраны чернофигурные лекифы, финикийские стеклянные сосуды, статуэтка богини Коры и голова Деметры

В витринах — простые изящные амфоры и похожие на замысловатые детские игрушки лекифы, в которых хранили духи и ароматические масла, — их в основном импортировали в Причерноморье из Греции. А экспортировали отсюда в Элладу зерно. Неслучайно на монетах столицы царства — Пантикапея, нынешней Керчи, — чеканились помимо грифона, лука и льва хлебные колосья. Бронзовые боспорские монеты тоже можно увидеть на этой выставке.

Археологи предполагают, что эта статуя IV века до н.э. изображает Геракла
Археологи предполагают, что эта статуя IV века до н.э. изображает Геракла

В обособленных стеклянных боксах в зоне Античности представлены особо ценные находки. Во-первых, масляная лампа, найденная в поселении "№ 4848″, которую куратор выставки называет уникальной. Во-вторых, небольшая статуя Геракла без головы. "Вернее, мы предполагаем, что это — Геракл, — поясняет Василий Новиков. — Потому что у него есть львиная шкура — помните первый подвиг Геракла? Он ведь победил Немейского льва. И вот видите — на нем поножи". В-третьих, чернофигурные лекифы из некрополя "Волна-1″, уникальность которых заключается в том, что известен мастер чернолаковой росписи. И это позволяет датировать их 390–340 годами до нашей эры!

Султан из конской упряжи, найденной в захоронении хазарского воина
Султан из конской упряжи, найденной в захоронении хазарского воина

СКЕЛЕТЫ И ТАИНСТВЕННАЯ КОЛЬЧУГА

Зону, посвященную истории тюркских племен, открывает... погребение воина и его коня. Это, конечно, копия. Но очень точная, почти размер в размер. Детализация модели поражает: по словам куратора, она точна на 98 процентов, за исключением положения отдельных косточек коня.

А рядом с моделью погребения лежит настоящая загадка. На первый взгляд — большой ком земли. И только присмотревшись, понимаешь, что это... кольчуга. Свернутая. "Конечно, кольчуга, — подтверждает Василий Новиков. — В таком свернутом виде ее и нашли в погребении. Весит она около 21 килограмма. Кольчугу просветили рентгеном, и выяснилось, что внутри нее находится какой-то предмет. Что это — сказать мы не можем. Для того чтобы узнать секрет этой кольчуги, реставраторам нужно будет ее развернуть. Но это очень трудоемкое дело".

Реконструкция захоронения воина с конем
Реконструкция захоронения воина с конем

Особая гордость кураторов — копия уздечного набора, который был тоже найден в одном из захоронений. Дело в том, что сам набор побывал в огне, так что исследователям из лаборатории "Археолаб" пришлось восстанавливать его около года по крупицам. А копия была сделана с применением технологий, использовавшихся в Средневековье. Даже металлические "бляхи" нагрудника шлифовали небольшими каменными брусочками, а не современным инструментом. Как утверждает Василий Новиков, подобный экспонат можно увидеть только на выставке "Культурный мост: из прошлого в настоящее".

Как показал рентген, внутри этой свернутой кольчуги, вероятно, находится какой-то предмет
Как показал рентген, внутри этой свернутой кольчуги, вероятно, находится какой-то предмет

У хазарского воина, изображенного на портрете, украшающем эту зону, обнаруживаются серьга и перстень, оригиналы которых можно увидеть на соседнем стенде. Рядом висит еще один портрет: темноволосый мальчик полирует красивый шлем. Остатки этого же самого шлема, правда, деформированного еще в те времена, когда его положили в могилу вместе с хозяином, тоже можно рассмотреть в витрине неподалеку. А также посмотреть видеоролик, рассказывающий о том, как расчищались и консервировались его фрагменты, и показывающий 3D-визуализацию самого шлема. "Виртуальная копия абсолютно точна — до миллиметра, — уверяет Василий Новиков. — Это — прекрасная демонстрация того, как современные технологии могут показать нам, как в действительности выглядела вещь".

Реконструкция оголовья верхового коня
Реконструкция оголовья верхового коня

НАСТОЯЩИЙ МЕЧ И УНИКАЛЬНЫЙ ХАЛАТ

"Какая прекрасная копия меча викинга! — воскликнули мы, глядя на великолепный меч, висящий в вертикальной стеклянной витрине в зоне "Древняя Русь". — Это, конечно же, находка из Гнёздово?" "Из Гнёздово. Но это не копия! — Василий Новиков явно расстроился. — Это настоящий меч начала Х века! Это расчищенный оригинал! Никто не верит. Надо сюда фотографию повесить, сделанную сразу после того, как этот меч был найден. Чтобы поверили наконец". Выясняется, что меч был обнаружен в составе уникального для Гнёздово ритуально-погребального комплекса: круглая площадка, окруженная ровиком. На площадке был выкопан еще один, разомкнутый ровик, с одной из сторон которого находилось погребение. Возле него и был вбит в землю по самую рукоятку меч. Возможно, здесь было совершено ритуальное жертвоприношение. "Меч настолько хорошо сохранился, что на нем даже видны следы работы инструментом. После того как его очистили, стала заметна и бронзовая насечка, — говорит Новиков. — Кстати, когда мы его достали, лезвие оказалось вполне острым. Порезаться можно было".

Исследователи из "Археолаба" сделали точную копию нагрудного украшения коня. Причем использовали при этом древние технологии
Исследователи из "Археолаба" сделали точную копию нагрудного украшения коня. Причем использовали при этом древние технологии

Эту зону украшает портрет руса, одеяние которого дополнено поясным набором тонкой работы, фибулой, поясной сумочкой и пуговичками, срисованными с тех, что красуются рядом под стеклом вместе с боевым топориком — это находки из очередного погребения в Гнёздово. А в соседней витрине — новгородские и гнёздовские "чудеса": вилка для выуживания мяса из котла Х века, византийский замочек в виде зверюшки, гребень, детская кожаная маска, удивительно сохранившиеся ножницы, стеклянные браслетики XII века. Глаза разбегаются.

Меч руса начала Х века, найденный в Гнёздово
Меч руса начала Х века, найденный в Гнёздово

Завершает экспозицию зона, посвященная Золотой Орде. Здесь можно увидеть хорошо сохранившуюся саблю монгольского всадника, ножи, колчан из бересты, налучи (ножны для лука. — Прим. ред.), бронзовые кумысники. Но, пожалуй, самые интересные экспонаты демонстрируются в отдельной витрине. Это предметы из женского погребения: два головных убора, платочек на лицо, нашивки на сапожки и уникальный шелковый халат, восстановленный реставраторами...

Ножницы, возраст которых исчисляется несколькими столетиями
Ножницы, возраст которых исчисляется несколькими столетиями

Выставка "Культурный мост: из прошлого в настоящее" действительно поражает воображение: здесь любой может прикоснуться к "седой древности" и попытаться представить, как жили, как выглядели и как умирали люди, жившие на территории нашей страны в разные исторические эпохи.