Некоторые памятники в Петербурге требуют тщательной реставрации. Ремонт может продолжаться годы и, порой, целые поколения вырастают, не представляя себе, как выглядит тот или иной шедевр. Город+ подготовил обзор известных памятников и зданий Петербурга, которые находятся на реставрации сейчас или готовятся к ней в скором будущем.
Памятник Николаю I
Памятник императору Николаю I на Исаакиевской площади на данный момент открыт для взоров - однако совсем скоро он отправится на реставрацию. Ремонту монумент подвергнется впервые с момента создания - а скульптура стоит на площади почти 160 лет. За это время памятник получил множество повреждений - как мелких, так и достаточно серьёзных. Например, в порфирвом постаменте образовались широкие трещины, а бронза подверглась коррозии.
Реставрация памятника усложняется тем, что его создатели - знаменитые Огюст Монферран и Пётр Клодт - применяли уникальные технические решения. Чертежей же, или других документов, подробно описывающих конструкцию монумента, не сохранилось. Много времени ушло на то, чтобы исследовать повреждения памятника и понять, как именно его реставрировать - и эти исследования ещё продолжаются. Поэтому сказать точно, как долго продлится реставрация, эксперты пока не берутся. Известно лишь, что памятник проведёт в лесах не меньше двух лет.
Чтобы он оставался привлекательным для туристов, на лесах разместят креативный баннер. Каким он будет, пока не уточняется.
К слову, памятнику с момента создания сопутствовали неудачи. Сначала его созданию помешала ошибка при отливке фигуры царя - лопнула форма и часть меди вытекла. На создание новой фигуры ушло много времени - причём различные части скульптурной группы уже отливались отдельно. Затем о памятнике начали слагать неприятные шутки, сравнивая нелюбимого народом Николая I с основателем города Петром и намекая на соседство с Медным всадником: «Дурак умного догоняет, да Исаакий ему мешает». И вот - более полутора веков без реставрации.
При этом памятник действительно уникален: на отливку статуи ушло около 1300 пудов (21,3 тонны) металла. Для своего времени он считался техническим чудом: это была первая в Европе конная статуя, поставленная на две точки опоры - задние ноги коня. Впервые этот приём был использован при создании памятника президенту Эндрю Джексону перед Белым домом в столице США всего семью годами ранее, в 1852 году.
Храм Воскресения Христова на крови (Спас на крови)
Центральный купол этого храма, яркого образца псевдорусского стиля в Петербурге, уже полтора года стоит в лесах. Реставраторы ведут скрупулёзную работу: они перебирают всю черепицу шатра и эмали, исторические детали ремонтируя, а утраченные - создавая заново. До наших дней сохранилось около 15% оригинальных элементов. Их очищают от пыли и копоти, укрепляют эмаль и консервируют. Для новых деталей подбирают цвет тонировки, соответствующий их историческим оригиналам.
Кроме того, во время реконструкции купола оказалось, что в ремонте нуждается не только черепичное покрытие, но и кирпичная кладка шатра, а также стальная обрешётка. Эти элементы конструкции укрепляют в соответствии с современными инженерными нормами. При обследовании купола были выявлены дефекты медной кровли, негерметичность её примыкания к фасаду, утраты элементов крепежа и другие дефекты. Прогнившие и исчезнувшие части конструкций заменят на новые, а стальной каркас укрепят.
Как долго продлится реставрация, пока неизвестно - но, по предварительным оценкам, ремонт может затянуться до 2025 года. Ремонтируемые зоны будут стараться закрывать лесами поочерёдно, чтобы не скрывать ими весь купол постоянно.
Отметим, что предыдущая реставрация собора длилась более несколько десятилетий - первые леса на соборе появились ещё в 1950-е, а в 1974-ом за дело взялись основательно. Однако завершить реконструкцию удалось только к 1997 году. Этому процессу даже посвятил песню Александр Розенбаум: «Хочу придать домам знакомый с детства вид. Мечтаю снять леса со Спаса на крови», - пел он в песне «Налетела грусть» (1986).
Грифоны Банковского мостика
Фигуры грифонов с Банковского мостика исчезли почти два года назад: зимой 2017 года они отправились в мастерскую на реставрацию. Во время их демонтажа горожане поражались находкам, обнаруженным внутри статуй: там оказались и записки с желаниями, и признания в любви, и множество монет. Истории, которые хранили в себе грифоны, так привлекли горожан, что для статуй даже завели специальный Instagram-аккаунт, в котором иногда сообщаются новости о ходе реставрации.
Грифоны на Банковском мосту не реставрировались 200 лет - и за это время сильно износились. Также под угрозой оказались функциональные элементы моста, скрытые внутри статуй. Грифоны являются не только декоративным элементом, но и защитой для несущих конструкций переправы, которые удерживают ванты и уходят в землю. Из-за движения и проседания грунта возникают подвижки отдельных частей скульптур - причём нагрузки могут быть как вертикальными так и горизонтальными. Это приводит к увеличению зазоров между швами статуй (а они не монолитны и состоят из пяти частей каждая) - внутрь начинает попадать вода, что привозит к ещё большем износу и коррозии.
Вернуть статуи на мост предполагается в 2019 году. Они уже готовы к возвращению, однако водрузить полуторатонные фигуры на постаменты нельзя, пока на завершится ремонт самого моста. Кстати, на другой городской переправе реставрация была недавно окончена - скульптуры Львиного моста вернулись на свое место.
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор, только в нынешнем своём облике строившийся сорок лет (а до того претерпевший несколько сносов и перестроек, о чём Город+ рассказывал ранее). Совсем скоро одна из главных петербургских достопримечательностей вновь покроется лесами. Не так давно были отреставрированы купола храма, закрывавшиеся поочерёдно, чтобы не скрывать полностью верхнюю часть здания от глаз. Теперь ремонт предстоит барабану собора.
До конца года эксперты исследуют карнизные свесы, перекрытия колоннады и облицовку барабана. Это обследование - один из шагов разработки проекта реставрации обходной смотровой площадки собора. На этом этапе работы обследования проведут локально и оставят колоннаду открытой для посещения.
Затем леса появятся с северо-западной стороны собора - до мая 2019 года там будут обследовать гранитный цоколь барабана. Эксперты определят его техническое состояние, а также исследуют историческую облицовку собора, выполненную из рускеальского мрамора.
Фото: И.Снопченко/Город+, Е.Степанов/Город+, ru.wikipedia.org, gov.spb.ru