По инициативе императора Александра I с 1810 г. в России началось создание военных поселений. Смысл реформы состоял в сочетании военной службы и хозяйственной деятельности. Солдат вместе с семьями устраивали на земле, где они отбывали воинскую повинность и параллельно занимались земледелием. Они сами себя кормили, а государственные расходы на армию тем самым сокращались.
Сэкономленные средства предполагалось направить на выкуп крестьян у помещиков, на их избавление от крепостной зависимости. Военные поселения должны были вытеснить рекрутские наборы, когда человека забирали на службу, надолго отрывая его от своего хозяйства и семьи. Введение новой системы организации войск преследовало вполне адекватные и в чем-то даже благородные цели. Но исполнение реформы графом А.А.Аракчеевым и местным начальством, порой, принимало уродливые формы.
Если совсем просто, то военные поселения создавались так: какую-нибудь волость в какой-нибудь губернии передавали в подчинение военным. К местным государственным крестьянам подселяли солдат с семьями, и вместе они становились военными поселенцами. Крестьяне, несмотря на освобождение от всех государственных повинностей и многие льготы, такому соседству были не очень рады. Но их особо и не спрашивали. Подстригли, побрили, одели по форме, выдали ружья и амуницию, а быт устроили по-военному, на казенно-прусский манер.
Военные поселенцы жили под колпаком у начальства. Каждый день был расписан по минутам, до мелочей регламентированы все стороны жизни. Они вечно боялись провиниться, нарушить правила и устав, потому что за малейшее отступление от казенного шаблона или самоуправство их били розгами и шпицрутенами.
Начальство для военных поселенцев было всем. Все земледельческие работы проводились по приказам ничего не смыслящих в сельском хозяйстве командиров. Пока крестьяне, разодетые в мундиры, маршировали на плацу, на полях погибал урожай. Начальство давало крестьянам разрешения на занятия промыслом и торговлей. Женщины не могли рожать детей дома, а должны были явиться для этого дела в штаб. Жениться можно было только с разрешения руководства. Так как взрослые все время выполняли как-то работы, детей поселенцев тоже воспитывало начальство. Жизнь солдат и "осолдаченных" крестьян становилась очень тяжелой.
Разумеется, основную часть дня простые солдаты в поселениях посвящали военной подготовке, многочасовым маршам и линейным учениям. Крестьянин совмещал неимоверный труд на поле с фронтовыми занятиями и маршировкой. Иногда приезжал граф Аракчеев, и, если кто-то халтурил, устраивал разнос.
Это было извечное на Руси желание выслужиться перед начальством. Граф хотел показать императору, что поселенные войска ничуть не хуже действующей армии. Начальники поселений, боясь гнева Аракчеева, в свою очередь, гнобили поселенцев.
После занятий служивых гнали на всякого рода работы: строить дома и дороги, рубить лес, расчищать поля, осушать болота и т.д. Порой все это приходилось делать в плохих погодных условиях, поэтому среди них росла заболеваемость и смертность.
Затем солдат должен был ещё подучить своего крестьянина, или его сына. Мальчики начинали проходить военную подготовку с семи лет и автоматически становились солдатами в восемнадцать.
По окончании работ всем поселенцам необходимо было привести в порядок дом, улицу, почистить обмундирование. В на следующий день всё по новой.
Покинуть поселение было нельзя даже после отставки. Жаловаться было некуда. Поселенцы отправляли депутации к императору, но тот только лил в уши мёд и говорил, что лучше бы повиноваться начальству. Вырисовывалась отчаянная и безысходная картина.
Неудивительно, что с каждым годом безмолвное недовольство в военных поселениях росло. В 1819 г. произошло довольно крупное восстание в Чугуеве. Были и другие прецеденты, но они ничего не изменили.
Посещая новгородские поселения, император Александр I был очень рад видеть на столе в каждом доме жареного поросёнка с золотистой корочкой, который всем своим видом говорил о том, как замечательно живётся местным поселенцам. Правда, он не знал, что это был единственный поросёнок, которого переносили из избы в избу, а вообще-то люди здесь жили впроголодь.
В военных поселениях очень многое делалось напоказ. Были чистые и ухоженные домики, но поселенцы ютились в пристройках. Были хорошие дороги, но по ним нельзя было ездить. Были крепкие мосты, но реку всё равно переходили вброд. Всё было казённое, не дай Бог испортить!
Граф Аракчеев отчитывался перед государем, что в военных поселениях всё тихо, спокойно и все довольны.
Но всё-таки стоит сказать, что кое-что здесь делалось действительно хорошее. Строились школы, больницы, заводы, мастерские, лавки, часовни и т.д. Если бы за всей этой чистотой и порядком не было столько грязи и боли, военные поселения не оставили бы по себе такой дурной памяти.
Мой ТГ-канал: https://t.me/history_rpt
Еще об истории России:
Василий Шуйский и "Угличское дело": как и почему менялись показания?