В кинотеатрах «Человек на Луне» («First man») Дэмьена Шазелла — формальный байопик о Ниле Армстронге, командире лунной экспедиции «Аполлон-11». Очередной фильм о покорении космоса , который, однако, рассказывает о взаимоотношении большого и малого — маленькой трагедии человека и огромном шаге человечества.
Шестидесятые годы — десятилетие космических первооткрывателей. Нил Армстронг (Райан Гослинг), блестящий инженер и пилот, выполняет суборбитальный полет на экспериментальном ракетоплане. Он не раз видел космический горизонт, выводил машину из критических ситуаций и возвращался на Землю живым. Опасность его работы — ничто по сравнению с семейной трагедией, которая буквально вынуждает Нила искать утешение в опасностях космоса. Долг перед собой и своей семьей отправляет Армстронга покорять космический фронтир: не ради космической гегемонии США и точно не в угоду славе. На фоне эпохального события разыгрывается камерная семейная драма о потере, эскапизме и поддержке родного дома.
Дэмьену Шазеллу всего тридцать три года, но за ним стоит дубль из народных любимцев: «Одержимости» (”Whiplash”, три Оскара в пяти номинациях) и колоссального «Ла-Ла Ленда» (пять статуэток из тринадцати возможных!). Он и сам, похоже, как «Ла-Ла Ленд» - «Бесстрашный мечтатель», отличник из Гарварда со страстью к музыке. В этих качествах проявляются его главные черты: подростковый задор и утомляющая академичность. Большие проекты Шазелла, забудем об ошибках молодости вроде «Последнего изгнания дьявола», поразят неискушенного зрителя и загонят в тоску жадного до новаторства киноведа. В них все как по учебнику — просто и легко, безо всякой мишуры. Не будь Шазелл до невероятного очарователен, музыкален, наивен — его фильмы и близко не приблизились бы к тому всеобщему одобрению. Но ему, как грустному сказочнику, прощаются очевидные огрехи и вторичные идеи. По этой причине «Человека на Луне» многие ждали с опаской: слишком осязаемы были риски для молодого режиссера, который прославил себя барабанной драмой и олдскульным мюзиклом.
Опасность исходила отовсюду. Нил Армстронг сакрален для американского зрителя. Эпическое приключение требует сильной и технологичной режиссуры. И даже музыка, поддерживающая Шазелла, в этот раз не играет главенствующей роли. Ступив на новую для себя землю, он закономерно воспроизводит своих предшественников. Зритель заметит очевидные заимствования космических клише у Нолана и Кубрика, «Аполлона 13» и даже низкопробного «Отрезанные от мира» (”Marooned”, 1969г.). Шазелл не стремится новаторствовать в режиссуре космических съемок. Ему это и не требуется, потому как космос в биографии Нила Армстронга его заботит меньше всего.
Космоса в фильме мало. Он неуютен и враждебен, а находиться в нем почти физически трудно для зрителя. Если «Гравитация» была бы хоть в половину близка к «Человеку на Луне» в воспроизведении космоса, то мы получили бы леденящий душу и желудок хоррор. На данный момент никакой из похожих фильмов не передает такого ощущения обреченности человека, выброшенного за пределы родной планеты. Оглушительный скрежет, тьма и борьба с непознанной стихией — в последний раз такой кошмар показывали нам разве что в аниме «Королевский Космический Корпус». В такую одиссею может отправиться только бесстрашный безумец, или же тот, кто больше не может спокойно жить на земле. Фильм отрабатывает простую идею: Армстронг, что нетипично для подобного рода фильмов, аполитичен. Ему чужды пафос покорения пространства и патриотический угар, а сама Луна воспринимается как средство достижения внутреннего спокойствия. Поэтому главенствующую роль в «Человеке на Луне», как ни странно, играет простая земная жизнь. Карикатурные шестидесятые, вечеринки, испытательные полигоны — здесь Шазелл раскрывается со знакомой стороны, преобразуя фильм в простую бытовую драму и очень актерскую историю.
Режиссерский любимец Райан Гослинг, вероломно обделенный Оскаром, в этот раз наверняка тоже не восхитит академиков — от него снова не требовалось ничего сверхъестественного. Его Армстронг скуп на эмоции и только изредка позволяет себе малейшие изменения в традиционном молчаливом амплуа, но при этом обаятелен и вполне трагичен. В многочисленных семейных сценах все внимание зрителя замыкает на себя его жена Дженет (Клер Фой) — пример удачного прорыва в Голливуд типажа сильной независимой женщины. В такой роли Фой нет равных — совершенно не попадая под лекала голливудской красоты, она прекрасно демонстрирует положенную ее героиням (Елизавета II, Лисбет Саландер из трилогии «Миллениум») внутреннюю силу. За скрипучими отношениями этой пары наблюдать становится интереснее чем за лишенным интриги космическим полетом — мало кто станет ожидать от него неожиданной развязки. Сменив вектор с документальности на быт решили проблему доброй части байопиков — тотальную беспомощность в стремлении заставить зрителя переживать за героев, о которых и так все прекрасно известно.
В целом, идеология «Человека на Луне» беспрецедентна для подобного рода фильмов. Все: и те кто ожидали пафосного превозмогания в честь величия человечества, и те кто надеялись на обличение старых идолов — остались в дураках. Дэмьен Шазелл не справился с заданием, или, вернее, даже не пытался уложить свою историю в рамки правильной биографии. Вместо этого он создал космический эпос о трудностях семейной жизни — в меру хулиганскую и бесконечно трогательную историю, эксплуатирующую лучшие качества зрителя. Ну и, что скрывать, автор «Одержимости» не был бы собой, если бы не скрасил космической простор, быть может, главным саундтреком этого года.