“Мы никуда не опоздали. Мы просто едем в том темпе, какой нам комфортен. И, главное, туда, куда нам надо”.
— Ольга Киц-Ковязина
Что такое “gap year”, с чем и для чего его едят?
В представлении многих людей, проживающих в России, академический год — так называемый “gap year” по-русски: годовой перерыв между обучением в школе и в вузе, созданный с целью предоставления молодым людям права поиска себя и своей мечты — на протяжении многих лет остается в сущности ненужным и бессмысленным. Причинами подобного мнения можно считать наш менталитет, традиции и некоторые аспекты образовательной системы: бесплатное доступное обучение в школах и в высших учебных заведениях, Закон об обязательном среднем образовании, особое внимание к “корочке” аттестата — всё это в той или иной мере “закалило” нас в учебном плане, сделало привычным обучение и состояние пребывания за школьной или вузовской партой. Желание же прервать обучение некоторым может показаться свидетельством исключительно отрицательных вещей: плохой успеваемости, низких баллов на экзаменах или даже лени. Именно поэтому в России нечасто пользуются возможностью взятия после экзаменов “gap year”, а я, думаю, как и многие бы на моем месте, была удивлена, узнав о намерениях друга из Китая взять перерыв после школьных экзаменов для путешествия по миру. Таким образом, мы подошли к вопросу о том, с чем же едят этот “gap year”.
Довольно широкую практику использования академического года демонстрируют выпускники западных школ. Распространение “gap year” в странах Запада во многом обусловлено политикой приемных комиссий университетов по рассмотрению кандидатов на поступление и их “ранжированием” в списках вузов: абитуриенты, имеющие в запасе академический год, обладают преимуществом при поступлении в высшее учебное заведение. Этот факт как раз связан с “наполнением” данного промежутка времени. Оно может быть следующим:
- Путешествие и попутное изучение иностранного языка — знакомство с культурой других стран и возможность узнать себя лучше;
- Трудоустройство и некий “тест-драйв” выбранной профессии — стажировки в больших и малых компаниях, условия для организации собственного дела, получение делового опыта и, да, возможность узнать себя лучше;
- Волонтерство — участие в общественной жизни, возможность внести свой вклад в развитие человечества, участие в строительных, образовательных и пр. процессах в регионах Африки, юго-восточной Азии и др. и, как Вы уже угадали, возможность узнать себя лучше!
Фокусировка внимания на фразе “узнать себя лучше” отнюдь не случайна — от “наполнения” академического года зависит выполнение главной цели молодых людей за это время: определить их будущий путь и мечту, чтобы дальнейшее поступление в вуз было закономерным и не было поспешным. В этом и состоит суть “gap year” — ответ на вопрос, для чего его едят.
Ольга Киц-Ковязина опубликовала в Фейсбуке запись о том, почему ее дочь Олеся не стала поступать сразу после экзаменов в университет и чем девушка “наполнила” свой перерыв в обучении:
“ <...> к концу 11 класса стало ясно, что Леська не знает, кем хочет быть. То ли продюсером, то ли психологом, то ли самолетики из бумаги клеить. Вот не знает и все тут. Поступать только ради диплома, чтобы «корочка» была? Просиживать штаны в университете ради галочки в графе «высшее образование?”
“Олеся год жила и училась в Германии в гимназии, выиграв грант культурного фонда. Так вот у немцев это вообще обычное дело – дети после школы берут год или два на «подумать». Занимаются волонтерством, путешествуют, пытаются услышать себя, методом проб и ошибок найти свое призвание. Это год передыха, когда над тобой ничего не висит, ничего не давит. Ты можешь спокойно раздумывать и, например, готовиться к экзаменам без лихорадки, спешки, нервных срывов и ведра валерьянки”.
“Леська в вуз не пошла. Съездила отдохнуть в Питер, потом создала свое агентство с мастер-классами, затем вышла на работу, нащупала то, что «прямо мое, мама!». Параллельно занималась разными клеевыми проектами, сбывала мечты – побывала, например, в Корее, на которую сама и заработала. И кайфовала”.
Полную версию этой вдохновляющей и мотивирующей записи Вы сможете найти на Фейсбук-странице её автора.
Все вышеперечисленное является, без сомнений, положительными сторонами академического года. Однако было бы нечестно упустить из вида отрицательные стороны “gap year”, с которыми вынуждены сталкиваться молодые люди как на Западе, так и в России:
- В некоторых случаях после академического года человек откладывает поступление в высшее учебное учреждение на неопределенный срок. В будущем им необходимо прикладывать больше усилий для того, чтобы получить высшее образование, поскольку учеба в 18 лет по объективным причинам отличается от учебы в 26 лет.
- К сожалению, в России отсутствуют программы для “gappies” — молодых людей, взявших академический год — что затрудняет “наполнение” годового перерыва и препятствует организации программы с минимальными затратами;
- В странах Запада “gap year” учитывается в анкете абитуриентов и увеличивает их шансы на поступление. В России абитуриенты, к сожалению, не получают таких преимуществ.
Но также нечестно было бы заканчивать статью подобным образом: говоря об отрицательных сторонах академического года и пресекая, возможно, возникшее желание читателя к изучению подробной информации о “gap year” и рассмотрения его в качестве одного из вариантов дальнейшего развития событий своей жизни. Если Вы оглянетесь, то вспомните, что мы живём в XXI век — во время господства информационных технологий. Мы в силах сами определять “наполнение” нашей жизни. И “gap year” — это долгожданное время, когда Вы сможете наконец записаться на онлайн и офлайн курсы по рисованию, скоростному чтению, писательству и пр., посмотреть лекции на “Азрамасе” на интересные Вам темы, заняться музыкой, читать то, что хочется читать, участвовать в волонтерской программе, попробовать себя в изучении иностранных языков: найти увлекательные и бюджетные курсы при посольствах и др. В общем, это время, когда Вы сможете узнать себя и оценить свои возможности, найти дальнейшие цели и приступить к их достижению.
Надеюсь, что Вам удалось взглянуть на “перерывы в учебе” под другим углом. В любом случае, будьте уверены: учеба — не просто изучение материала в четырех стенах аудитории, это усвоение знаний на практике, применение их в жизни. “Gap year” — это время, когда, выходя из зоны комфорта, человек может закрепить на реальной практике всё то, что он усвоил на школьной скамье, и понять, каким путем ему следует идти в будущем.
_______________________________________
Ставим знак “?” на вещах, которые кажутся несомненными — чтобы адекватно оценивать действительность.
Подписывайтесь на канал Devision и ставьте лайки!