В комментариях к вчерашнему посту о том, что Госдума предложила создать министерство психологического климата и взять в свои липкие руки борьбу со злом, несколько комментаторов предположили, что это телодвижение есть не что иное, как попытка изобразить адекватную реакцию на трагедию, произошедшую в Керчи.
В самом деле, если посмотреть, сколько близко и отдалённо похожих случаев происходит в стране за последние десятилетия, поневоле начинаешь задумываться: а что же пошло не так? Откуда все всплыло, из каких глубин? Не буду оригинальным, предложу вам сравнить ситуацию с той, что была при СССР до момента, когда его радостно развалили. Ну да, и тогда что-то да случалось, но чтобы с такой частотой и в таких масштабах — разве было? Кажется, нет. В США — да, пожалуйста.
И ведь, скорее всего, дело не только в том, что СМИ были под жёсткой цензурой и писали только про тонны зерна с каждого гектара и литры молока от каждой удойной коровы.
Думаете, с оружием было хуже? Поверьте, с ним как раз было все в порядке — куча охотничьего, причем заметно более дешёвого и доступного, нежели сейчас. Куча того, которое осталось эхом войны. Вдоволь натриевой селитры и марганцовки, а рецепт тринитротолуола, гексогена, диперекиси водорода и прочего гремучего легко можно было найти в большой советской энциклопедии и справочниках по химии. Так почему же тогда так часто не расстреливали, не взрывали?
Предложу вам свои варианты причин, а вы можете изложить свои.
Во-первых, конечно, имидж милиции и КГБ, старательно поддерживаемый среди простого люда. Официально — строгие и непреклонные, неофициально — только попробуй где-то оступиться, сразу отправишься в Сибирь убирать снег. Весь. © Это если не расстреляют. Это и ощущение сильного, цельного государства. С внятной целью и идеологией.
Во-вторых, и это даже более важно — человек, особенно молодой, не чувствовал себя брошенным. Не было такого пронзительного бесперспективняка, который многими ощущается сейчас. Да, были социально неблагополучные семьи, их хватало и тогда. Но забота о детях из тех семей, попытки дать им те же школьные знания, ложилась на плечи учителей. С ними занимались, подключали к этому одноклассников, чтобы те их тянули, помогали справляться с заданиями, объясняли материал. Ну да, зачастую получалось, что об институте из-за успеваемости речи не шло, но вот они, ПТУ и техникумы, после которых — гарантированное трудоустройство.
Сейчас же нет ощущения, что ты не один. Вероятно, это обратная сторона того, что мы дружно прокляли принцип коллективизма и вознесли на пьедестал частную собственность и частную жизнь, с их неприкосновенностью. Ахтунг! Я не говорю, что это плохо. Просто у любого явления есть и оборотная сторона, и следствия, которые закономерны, хоть и не всегда ожидаемы и желанны. Так вот, следствие культивируемого ныне индивидуализма — одиночество. А его не каждый способен достойно нести. И у кого-то оно рождает чувство безысходности и озлобленность. А ведь было время, когда человека, начиная с детского сада, целенаправленно воспитывали именно как члена коллектива. Да, порой коряво и слишком навязчиво, но основа-то какая: это твой коллектив, это твои товарищи, и замышлять против них что-то плохое как-то... не то чтобы нелогично, но нехорошо.
И само воспитание, кстати. Если раньше оно было в том числе и обязанностью (исполняемой, между прочим) государства, то сейчас оно практически полностью отдано на откуп родителям. Не думаю, что многие из них вспомнят про коллективизм и чувство локтя — ну разве что в области печени, во время езды в общественном транспорте.
В-третьих — это направление вектора агрессии. Ведь и тогда, при СССР, её хватало, но... Когда агрессию некуда направить, некуда стравить, она начинает работать деструктивно. Как с тем мужиком, который, слопав килограмм сахара и полпачки дрожжей, сел у батареи ждать эффекта: если крышечку не сорвёт, так донышко пробьёт наверняка. Куда её девать, особенно молодому человеку? Один из вариантов — в сторону внешнего агрессора, а их за железным занавесом хватало. Понятно, что вот так вот запросто в атаку не сходишь, но поворчать-то на кухне можно. Ну и свой вклад сделать в обороноспособность страны.
Второй, более простой, доступный и внятный вариант... Вспомните, давно ли в вашем районе молодёжь сходилась стенка на стенку? В крупных городах, я думаю, уже давненько такого не бывало. А раньше — так пожалуйста. С какого раёна? А чё такой борзый? — и понеслась. Хорошо так лупились, от души. А сейчас все больше за компьютером... сублимируют.
В-пятых, есть и ещё одна причина, с виду не столь очевидная и материальная. Это вскользь упомянутая выше единая государственная идеология. Но о ней я хочу написать отдельно.