Дмитрий Устинов руководил оборонным комплексом с 1953 года и вплоть до своих последних дней. И как показала история, лучшего министра обороны ни в СССР, ни в России не было за последние полторы сотни лет.
В военные годы молодой нарком спас военную промышленность и обеспечил массовый выпуск оружия, а в послевоенную эпоху внес огромный вклад в развитие советского ракетного проекта.
Родом с Гражданской
Как большинство других представителей советской элиты, Дмитрий Устинов родился в семье рабочего. Произошло это в 1908 году.
Короткое детство Митьки Устинова пролетело в Самаре, где он окончил приходскую школу. Мальчишке едва стукнуло десять лет, когда ему пришлось пойти работать.
В стране произошла революция, шла гражданская война. Подросток, рано хлебнувший лиха, всей душой стоял за новую власть.
Когда в начале 1920-х семья перебралась в Самарканд, недавний ученик приходской школы вступил здесь в отряд особого назначения, какие тогда создавались для защиты Советской власти. Еще через год в составе 12-го туркестанского полка 15-летний красноармеец воевал с басмачами.
Путь в министры
Демобилизовавшись, Устинов окончил профтехшколу, затем поступил в политехнический вуз. Параллельно с учебой слесарничал на различных промышленных предприятиях. А еще в этот отрезок времени будущий министр вступил в партию.
Через три года после выпуска молодой специалист уже руководит заводом. А в июне 1941-го, в тяжелейшие для страны месяцы, 33-летний Устинов становится наркомом вооружения. Так начинается его карьера на посту главы оборонного комплекса страны.
Всегда на рабочем месте
Все, кто сталкивался с Устиновым, поражались его огромной работоспособности. Министр каждую неделю лично посещал все предприятия, работающие на «оборонку».
Причем его визиты никогда не были формальными – Устинов сам осматривал мощности, беседовал с руководством и коллективом.
Поначалу к приезду высокого гостя принимающая сторона пыталась организовывать традиционные застолья, но Устинов неизменно отказывался принимать в них участие. Его интересовала только работа.
Впрочем, отдыхать министр обороны тоже умел. Еще будучи наркомом, он обожал езду на мотоцикле, что называется, «с ветерком». Да так, что однажды угодил в аварию и сломал ногу.
Шли суровые военные годы, и такое лихачество могло быть расценено как безответственность. Однако Сталин только распек молодого наркома и приказал выделить ему служебный автомобиль, а сам Устинов с этих пор завязал с превышением скорости.
А в мирное время министр обороны стал завзятым болельщиком. Больше всего он любил хоккей, причем неизменно болел за ЦСКА.
Личная жизнь
Семью Дмитрия Устинова можно было назвать образцовой. Еще в вузе он женился на своей сверстнице Таисии Брыкаловой, девушке из рабочей семьи, учившейся на химика-технолога.
В 1931 году в семье родился первенец Николай. Во взрослом возрасте сын министра обороны основал научную школу по разработке первых лазерных устройств.
Через 9 лет после рождения сына на свет появилась дочка. Своей профессией она выбрала академический вокал. Вера Устинова пела в хоре имени Свешникова, была преподавателем консерватории.
Последние годы
Дмитрий Устинов скончался в конце 1984-го, после окончания военных маневров союзников по Варшавскому договору. Конспирологи утверждают, что это могло быть вызвано происками сил, жаждавших скорейшего крушения советского строя.
Однако на самом деле у министра обороны были серьезные проблемы со здоровьем. Дмитрий Федорович пережил инфаркт, лечился от рака. В конце концов, ему исполнилось 76 лет. Неудивительно, что подхваченное на маневрах воспаление легких оказалось для него фатальным.
Урна с прахом Дмитрия Устинова покоится в Кремлевской стене.