Начало здесь....
Рыбные места
Если на районном и городском уровне механизм партийного контропя срабатывал почти безотказно, то начиная с областного и краевого система давала сбои. Проворовавшихся чиновников, если их буквально ловили за руку, отправляли на пенсию. Если виновным хватало ума вовремя покаяться, им могли даже оставить служебную дачу и персональную пенсию.
Но в некоторых случаях справедливость торжествовала полностью. Например, в 1981 году был дан ход делу о контрабандных поставках черной икры за границу. Началось все с неприглядного доноса в Комитет партийного контроля. Речь вообще шла не о взятках, а об аморальном образе жизни одного из чиновников. Однако с 1978 года была собрана такая информация, что даже высшее руководство страны не смогло защитить проштрафившихся.
Министра рыбной промышленности Александра Ишкова без разговоров отправили на пенсию. Его заместитель Владимир Рытов, который, собственно, и был заводилой, получил расстрельный приговор. Десятки функционеров получили длительные сроки, сотни потеряли теплые места.
Мало того, от сочинского магазина «Океан» и его директора Пруидзе, подсадившего на взятки городское и краевое руководство, ниточки потянулись в такие сферы, что партийные контролеры вынуждены были передать материалы в КГБ. Речь шла о первом секретаре ЦК Краснодарского края Сергее Медунове. Он был не просто видным функционером, а другом самого Брежнева и министра внутренних дел Николая Щелокова. За ним, кстати, тянулся собственный коррупционный шлейф, но партийному контролю он был не по зубам.
Серый кардинал
Одним из тех, кто оказывал высокое покровительство Комитету партийного контроля, был секретарь ЦК КПСС Михаил Суслов. Недаром его называли серым кардиналом Кремля - при Брежневе он был поистине всесилен. При этом Суслов славился своей скромностью, доходившей до аскетизма, и не терпел излишеств, поэтому коррупционеры среди партийной элиты вызывали у него презрение, он всячески поощрял их преследование.
С таким прикрытием преступники, практически приватизировавшие целый край, чувствовали себя относительно спокойно. Но тут умер Брежнев, к власти пришел Андропов. Вот тут-то всем наработкам и был дан ход. По итогам расследования около пяти тысяч чиновников сняли с их постов и исключили из рядов партии. 1500 человек были осуждены на длительные сроки. Медунова тоже исключили из партии, лишили всех наград и отправили на пенсию. Еще раньше застрелился отправленный в отставку Щелоков.
Материалов, набранных Комитетом партийного контроля при Пельше, хватило бы еще на десятки уголовных дел, но большинство из них так и не были расследованы. После смерти Арвида Яновича комитет возглавил Михаил Соломенцев. Но как-то сама собой его деятельность свернулась -быть инквизитором стало немодно.
Понравилась статья!? Ставь лайк, делись и подписывайся на канал....