С шестого класса помню этот рассказ. История о том, как мальчик проявил мягкотелость, пошёл на поводу. Он обманул бабушку, поставил её в неловкое положение. Но был, однако, великодушно прощён. Бабка подарила внуку обещанный пряник за то, что он подставил её.
Жили-были две семьи
На дворе не сегодняшние сырно-колбасные и винно-шоколадные времена, а конец 20х – начало 30х годов прошлого века. Еще только начинались разговоры о колхозах.
Первая семья, в которой живёт герой-повествователь, состоит из него самого, деда, который вечно работает на заимке за 5 км от дома и бабки, которая, по сути, воспитывает мальчика. Она исповедует домовитость, бережливость, аккуратность и самостоятельность. Верные и необходимые качества. Есть что передать внуку.
Но есть перед его глазами и другой пример — живущая по соседству многодетная семья Левонтия. Там живут одним днём. Отец работает на заготовке леса, два-три раза в месяц получает зарплату.
В один вечер семья отдает долги, всё оставшееся за этот вечер проедает и пропивает, глава семьи напивается до чертей и гоняет домашних, ломает мебель, выбивает стекла.
То есть люди сначала работают, а потом всю накопившуюся усталость и недовольство такой жизнью пытаются смыть вот таким вот ярким кутежом. Очень, кстати, напоминает поведение арестантов из «Записок из мёртвого дома» Ф.М. Достоевского. Любят гульнуть в один вечер сразу на все сбережения.
Их мать, раздавая долги, не считает. Смело раздаёт лишнего.
Какие родители, такие и дети
Заметим, дети носят характер родителей. Левонтьевские ребятишки не могут донести до дома собранную землянику, в истерике они съедают её, как только собрали.
И домовитая бережливость, и изменчивая жизнь одним днем — то и другое по-своему хороши. Не стал бы осуждать семью Левонтия. Нравится тебе так — да пожалуйста. Только нельзя влезать в пространство других, которые живут иначе, которым такие правила не подходят.
Говорю о том, что нельзя сжигать в печи чужие заборы, если у вас кончились дрова. Нельзя всей голодной ордой забегать в чужой огород и выдёргивать там зелень. И не надо склонять честного человека к обману.
С одной стороны, орава левонтьевских ребятишек — жизнеспособная ячейка, они и ответственность друг за друга по старшинству нести умеют. С другой стороны, есть в них гнильца. Неуважительное отношение к другим. Последнее их когда-нибудь или погубит, или поставит перед необходимостью меняться к лучшему.
Приятель мразь
Санька, самый вредный из ребят, чистый бес, ведёт себя по отношению к главному герою максимально подло. Видя, как товарищ старается набрать туесок земляники, Санька берёт его на слабо, играет на страхе показаться трусом и жадиной.
К сожалению, наш герой ведётся на это. Отдаёт свою землянику на съедение голодной ораве, и вот у него в одну секунду нет ни земляники, ни пряника, ни доверия бабушки.
Санька дает приятелю советы, как обмануть бабку, а потом сам же начинает шантажировать и требует взамен на свое молчание краденых калачей. Такой товарищ, даже когда он ребенок, — полная мразь. Иначе не скажешь.
Урок на всю жизнь
Обманутая бабушка в конце рассказа делает очень красивый воспитательный ход. Такой, что историю с земляникой мальчик запоминает на всю жизнь.
История прекрасно показывает то, как можно в одну секунду сбиться с правильного пути и потом, постоянно чувствуя вину, долго выкарабкиваться на верную дорогу.