Найти тему
Ключ-Медиа

Кто такой Малицкий и что он сделал для Владимира?

Во Владимире на улице Свердлова стоит обычный с виду жилой дом: бревенчатый, отделанный сайдингом, с пластиковыми окнами. Выглядит опрятным и современным - и не угадаешь, что он возведен не позже 1870-х годов. А до недавнего времени нельзя было и предположить, что в стенах этого здания когда-то проходила очень важная для 33-го региона работа. Оказывается, здесь жил и трудился Неофит Малицкий, первый руководитель государственной архивной службы Владимирской области.

-2
-3

Что этот человек сделал для нашего города? И почему его память решили увековечить мемориальной табличкой? Об этом рассказали его современные коллеги. Первым слово взял Сергей Квасников, директор областного архивного департамента:

-4
“До Петра I на Руси не существовало государственных архивов, никто и не следил: как хранятся важные бумаги. Вполне мог затеряться и ценный царский указ, и купчая на землю, и любой другой документ. Путаница, скорее всего, была невероятная. Но Петр I приказал чиновникам на местах навести порядок и нужные документы беречь. Прошло еще немало времени, прежде чем поняли, что и эта мера недостаточна. И только в 1918 году появилась государственная архивная служба, ее задачей было собрать у министерств и ведомств накопленные документы, а затем структурировать их и беречь. В том числе отделение новой организации открылось и во Владимирской губернии. Ее первым работникам предстояло найти и изучить все, что скопилось у чиновников за сотни лет, - колоссальный труд!
-5
А теперь вспомните: в стране только-только произошла революция, повсюду разруха и практически безвластие. И в такой обстановке нужен был человек, который смог бы найти, собрать и сберечь ценнейшие документы. За эту работу взялся Неофит Владимирович - историк, археолог, человек с блестящим образованием. Он сначала окончил духовную академию в Санкт-Петербурге, а затем и археологический институт - там же, в столице.
-6
До революции он работал в епархии - был заведующим старых архивных дел во владимирской и суздальской консисториях. А кроме того, состоял членом Владимирской губернской ученой архивной комиссии. То есть он хотя бы примерно знал, где искать документацию. В подчинение ему отрядили шесть человек. И эта малочисленная команда приступила к работе.
Труд был попросту самоотверженным. Архивная служба тогда была новым, незнакомым госорганом - ее местные власти в уездах даже в расчет не брали, редко кто оказывал содействие. Книги и бумаги Неофит Владимирович и его подчиненные собирали и вывозили своими силами. Нередко в дневнике Малицкий писал, что нашел хранилище, отобрал самые ценные документы, но лишь те, что мог унести сам. Даже лошадь для поездок была редкой удачей!
-7
Но при этом работа выполнялась блестяще - в хранилище попали буквально изумруды, драгоценные тома. Например, книга “учета”, которую вели игуменьи Покровского монастыря, - первые записи датированы XVI веком! А так как церковь в те времена отвечала и за записи о рождении и смерти, и вмешивалась в правовые конфликты, и разбирала земельные вопросы, сведения из книги на вес золота. С точки зрения истории, спасенный Малицким том просто уникален”.
-8
-9

А как жилось Неофиту Владимировичу? Благодаря записям в домовой книге и другим документам мы знаем его адрес - Свердлова, 3. До 1923 года эта улица называлась Сергиевской, а здание располагалось буквально напротив семинарии, где до революции преподавал Малицкий. Так что он выбрал квартиру поближе к работе. А после революции в этом же здании глава архива снимал не только жилье, но еще и 2 комнаты для госучреждения - именно на таких скромных площадях и начинала работу организация. Подробности биографии Малицкого нам рассказал Алексей Арескин, и.о. начальника отдела информации и научного использования документов:

-10
“Обратите внимание, что существовать ему приходилось в постоянном страхе. Ведь Неофит Владимирович - интеллигент, тем более - из семьи священнослужителя. Таких людей новая власть не жаловала. И Малицкий пытался лукавить: изменил внешность, сбрил бородку. А в документах и анкетах писал, что он сын служащего, но не указывал, что служил его папа в церкви.
-11
Но ни самоотверженная работа, ни маленькие хитрости не спасли этого замечательного человека. В 1931 году Неофит Владимирович был репрессирован, его выслали за Урал. И в 1935 году он скончался, произошло это в Тюмени. Позже Малицкого реабилитировали”.

Дело Неофита Владимировича, конечно, продолжается. Сейчас в государственной архивной службе региона работают более 100 человек. А документы, которые Малицкий с таким трудом собирал, бережно хранятся. И архив регулярно пополняется новыми, ценными, бумагами.

Источник: Ключ-Медиа