Что же такое мизансцена? Значение слова "мизансцена" (mise en scène) переводится с французского как "размещение на сцене".
С.И.Ожегов определяет мизансцену как расположение актеров, а также декораций и всех предметов на сценической площадке, которое соответствует различным моментам в постановке.
С.М.Эйзенштейн говорит нам, что мизансцена - это сочетание элементов (как пространственных, так и временных) во взаимодействии друг с другом действующих лиц. То есть единое целое, которое сплетено из действия с закономерностями его тонов, ритмических рисунков, а также перемещений в пространстве.
К.С.Станиславский считал, что мизансцена должна не навязываться исполнителю, а естественно вытекать из его сценического самочувствия. И если сегодня актер не найдет в себе внутреннего оправдания мизансцены, найденной им вчера, то лучше от нее отказаться. Актер должен развивать в себе чувство мизансцены и уметь им пользоваться.
И мы считаем, что последний оратор безусловно прав. Мизансцена - одно из средств выразительности актера и режиссера - должна быть гибкой, должна подстраиваться под конкретные задачи и настроения актера. Но для того, чтобы творить с помощью инструмента мизансцены, нужно научиться этот инструмент грамотно использовать. Как, собственно, и с любым другим средством выразительности и инструментом. Невозможно начать импровизировать, например, на флейте, если перед этим не научился базовым вещам.
Причем, умение находить общее композиционное решение - это, безусловно, режиссерское умение. А вот видеть себя частью общей картинки, располагать себя в пространстве максимально выразительно и удобно - это уже актерское качество.
Занятия актерским мастерством решают сразу целый спектр задач в обучении актера, в том числе и прививают навык самостоятельного выстраивания мизансцены. Причем, выстраивание мизансцены актером должно происходить в автоматическом режиме - уделять этому отдельное внимание во время действия актер не может. А это достигается только эмпирическим путем, и больше никак.