Найти тему

Почему Сталин называл Демьяна Бедного "Иваном, не помнящим родства"

Имя Демьяна Бедного "поэта из народа" стало широко известно после революции 1917 года во времена гражданской войны. Родившийся на Херсонщине в бедной семье сторожа в церкви, Ефим Придворов (насто-ящее имя Демьяна Бедного) стал певцом революции, как и Маяковский. Некоторые даже сравнивали его творчество с Некрасовым, за темы которые он поднимал, но стиль, конечно, был совсем не тот:

За правду распинаюсь я Уж много-много лет И за словечко каждое
Готов держать ответ.
Написано — подписано, Читай меня — суди.
Любовь и злая ненависть
Сплелись в моей груди:
Любовь — к народу бедному
И ненависть — к панам,
К царям, попам, помещикам И всяческим «чинам».

Некоторые его стихи становились народными песнями. Все, наверно, помнят знаменитое:

Как родная мать меня Провожала,
Как тут вся моя родня
Набежала:
А куда ж ты, паренек? А куда ты? Не ходил бы ты, Ванек, Да в солдаты!

Но не все помнят конец песни:

Что с попом, что с кулаком -
Вся беседа:
В брюхо толстое штыком
Мироеда!

Он был лично знаком с Лениным, который цитировал его стихи в своих выступлениях. Первым из литераторов РСФСР, Демьян Бедный был наг-ражден за свои стихи в 1923 году боевым орденом Красного Знамени. Его басни, частушки печатались во всех центральных газетах, тираж книг превысил миллион. Он был обласкан властью: жил в квартире в Большом Кремлевском дворце, имел в личном пользовании автомобиль Форд (неслыханная роскошь по тем временам) и даже имел собственный вагон по постоянному персональному, на его имя, мандату НКПС для поездок по стране.

При строительстве каменного мавзолея в 1930 году возник вопрос о переносе или даже сносу памятника Минину и Пожарскому. Кампанию по сносу памятника возглавил Д. Бедный, все в духе "разрушим все до основанья, а затем...".

Сталин резко осудил идею сноса памятника, именно тогда он назвал Демьяна Бедного - "Иваном, не помнящим родства". Вот что писал позднее Сталин в письме Бедному:

А Вы? Вместо того, чтобы осмыслить этот величайший в истории революции процесс и подняться на высоту задач певца передового пролетариата, ушли куда-то в лощину и, запутавшись между скучнейшими цитатами из сочинений Карамзина и не менее скучными изречениями из "Домостроя", стали возглашать на весь мир, что Россия в прошлом представляла сосуд мерзости и запустения, что нынешняя Россия представляет сплошную "Перерву", что "лень" и стремление "сидеть на печке" является чуть ли не национальной чертой русских вообще, а значит и -русских рабочих, которые, проделав Октябрьскую революцию, конечно, не перестали быть русскими. И это называется у Вас большевистской критикой! Нет, высокочтимый т. Демьян, это не большевистская критика, а клевета на наш народ, развенчание СССР, развенчание пролетариата СССР, развенчание русского пролетариата.

Эта поучительная история, говорит о том, что нельзя забывать и отвергать свою историю. Какой бы ты не был Демьян, нельзя быть "Иваном, не помнящим родства".