Найти тему
Мир творческих людей

Глобализация — враг славянской культуры? Мнение писателя Александра Белкина

Современный мир не похож на мир, который знали наши деды и прадеды. Благодаря новым средствам коммуникации и быстрому транспорту кажется, что он стал меньше, границы государств начали стираться, а идеологии и менталитет разных народов всё больше перемешиваются между собой. Хорошо это или плохо? Возможно, было бы замечательно научиться понимать своих соседей. Да и против иностранной техники или иностранных машин трудно возражать. Но как быть с культурой и искусством? Не меняет ли нас до неузнаваемости «чужой» кинематограф, «чужая» литература, «чужие» проблемы, поднимаемые «чужими» авторами? Не исчезает ли от увлечения всем иноземным наша собственная самобытность? Не становится ли всё ощутимее и всё трагичнее «смесь французского с нижегородским»?

Поговорить о славянской самобытности и современной реальности мы решили с писателем из Санкт-Петербурга Александром Белкиным. О себе Александр рассказывает: «Я родился и вырос в Ленинграде. Учился в обычной школе. Сколько себя помню, был страстным книгочеем и мечтал стать лётчиком. Но не сложилось... После окончания десятилетки и службы в рядах Советской Армии работал в объединении «Позитрон» — собирал на конвейере и ремонтировал чёрно-белые и цветные телевизоры. Одновременно с этим учился на филологическом факультете ЛГУ им. А. А. Жданова. Писать стихи начал в девяностые. Сначала они были очень слабые. Только в 1998 году отважился опубликовать первый сборник. Затем вошёл во вкус. Сейчас уже не мыслю себя без поэзии. Именно в этом вижу смысл — счастье своего существования. Но вообще-то счастье и трагедия — в видении и понимании происходящего вокруг. Оно, счастье, разлито повсюду: Природа, Красота, Культура, Любовь, Дети, Жизнь...»

Одна из главных тем, которую Александр поднимает в своём творчестве — это самобытность русского народа. Древние традиции, древняя культура, древняя религия и даже сам древний, «великий и могучий», как говорили классики, язык, одним словом, всё русское, постепенно растворяется, перемешивается с веяниями Востока и Запада, уходит в небытие. Об этом писатель рассуждает на страницах сборника «Русский ковчег», который вышел в новокузнецком издательстве «Союз писателей».

«Идея создания сборника стихотворений «Русский ковчег» возникла у меня с тех пор, как я стал интересоваться книгами по истории России, множество из которых появилось в 1990-е годы, — рассказывает Александр. — После крушения советской цивилизации у меня было ощущение, словно я предал свою Родину, состояние катастрофы, бездны в себе и вокруг себя. Я стал задумываться над тем, почему это произошло, кто виноват и что делать. Чтобы ответить на эти вопросы, нужно было обратиться к прошлому своего Отечества. Прежде всего ужаснули моё невежество в области нашей истории и культуры, мифологизированность сознания, забитого штампами и стереотипами, незнание многих фактов отечественной истории, намеренно скрываемых или искажённых, и, как следствие, довольно равнодушное отношение к народным святыням. Я был «Иваном, не помнящим своего родства». Захотелось узнать: откуда я? кто я? что я? зачем я? Стал глубоко интересоваться вопросами о происхождении моих и наших предков и земли русской, чтобы попытаться ответить на вопрос, в чём её предназначение в мире. По мере знакомства с заветными книгами Древней Руси и вообще России (авторы А. Асов, В. В. Седов, И. Я. Фроянов, В. Н. Дёмин, Б. А. Рыбаков и многие другие) увидел, какими сокровищами обладала русская цивилизация. Что же может предъявить миру в оправдание своего существования русская цивилизация? – вот на этот вопрос пытается ответить моя книга. Русское народное искусство и литература – сокровищница национального духа. Русская литература XIX века, по словам В. В. Розанова (а я не сомневаюсь, и русское искусство), является одной из четырёх вершин мировой культуры. Думаю, что вообще шире: русская культура – одна из лучших составляющих мировой. Об этом мне хотелось поведать читателю».

Широта и величие нашей исконной культуры не становятся препятствием на пути англицизмов, которые мы используем всё больше. А вот в кино на «наши» фильмы мы ходим всё реже, о чём неустанно твердят в новостях. Всё чаще мы рассуждаем «как европейцы», «как американцы» или даже «как китайцы». Почему же так происходит? Когда же началось «вымывание» традиционной славянской культуры? И почему с тех пор оно, по сути, никогда не останавливалось? Виноват ли во всём Петр I? Русский народ с его особой ментальностью? Любовь к подражательству? Или, может быть, причина кроется в трудностях нашей повседневности?

«Вымывание традиционной славянской культуры началось очень давно. В прошлом у древних русичей существовали такие устои, как культ природы, культ рода, культ предков, удивительная духовная и материальная культура: литература – мифы, сказки, сказания, былины, пословицы, песни, обряды, заговоры и т.д.; ремёсла – гончарное, ткачество, кузнечное, кожевенное, ювелирное, резьба по камню и дереву. Многое было уничтожено, разграблено, потому что на протяжении многих веков наша земля подвергалась различным нашествиям и войнам (горячим, холодным, информационным, гибридным…) и с запада, и с востока. Отчасти это связано и с нашим менталитетом. Наряду с тем, что русский человек добр, отзывчив, трудолюбив, мужествен, благороден, он в то же время ленив, безынициативен, пристрастен к алкоголю, часто равнодушен к судьбам своего Отечества. Разделение культуры на элитарную и массовую также способствовало отпадению современного человека от своей народной традиции. Появление многих игрушек НТП немало помогает убивать время и отвлекает от изучения своих истоков, корней. Страшная бедность народов России в самой богатой стране мира поражает и ставит их в положение выживания», — высказывает своё мнение Александр.

Увы, реальность такова, что невозможно противостоять веяниям Востока и Запада, когда сеть Интернета опутала весь мир, когда отовсюду слышится слово «глобализация»:

«Идея глобализации? — Александр выглядит задумчиво. — Отношение к глобализации двойственное. Дело в том, что глобализация может быть с положительным и отрицательным знаком. Если она проводится в интересах большинства населения планеты – это благо, а если в интересах меньшинства («золотого миллиарда»?) – то это величайшее преступление и зло. Сегодня мы видим, что самая сильная держава, величающая себя империей добра, силой навязывает свои псевдоценности более слабым и беззащитным, но богатым странам, желая подчинить и ограбить их. Стремясь создать свой Мировой порядок, в котором есть господа и вассалы, это государство хочет диктовать всем, как им жить и что им делать. Глобализация неизбежна, поэтому задача — направить её на служение всему человечеству».

Итак, люди из разных уголков мира постоянно общаются между собой, перенимают друг у друга и хорошее, и плохое. Это, как мы уже выяснили, неизбежность. Насколько пагубно влияние, оказываемое соседями, на русскую культуру и повседневную жизнь нашего человека?

«В тех условиях, в которых мы находимся сейчас, крайне затруднительно противостоять негативным тенденциям, идущим как с Запада (антропоцентризм, жажда потребительства, частная собственность, меркантильность, лицемерие – двойные стандарты, развязывание войн и др.), так и с Востока (деспотизм и агрессивность ислама, подавление личности, культ раболепия, клановость — иерархия корпораций), но если мы будем жадны до познания истин и поиска справедливости, настойчивы в преодолении этих крайностей, выработаем свои принципы самостояния личности в коллективе, то сможем вырваться из заколдованного круга этих ограничений и предложить человечеству новые пути сохранения нашей цивилизации на земле. Вышеназванные западные и восточные отрицательные черты прежде всего разрушают или подавляют личность, мешают ей развиваться и совершенствоваться, потому что превращают человека в подобие или хищного зверя, или бесправное униженное существо. Конечно, высокие литература и искусство могут повлиять и, безусловно, влияют на воспитание людей. Но современная массовая культура и скачок в развитии 6 технологического уклада отвлекают от истинных ценностей, крадут бесценное время жизни каждого человека», — убеждён Александр Белкин.

Не верится, что нет ни единой киноленты, ни единого проекта, доступного широкой публике и рассчитанного на массовую аудиторию, который мог бы воспитать духовные ценности, наставить на правильный путь, помочь с самоопределением и поиском истины. Какие же современные фильмы писатель-славянофил считает наиболее удачными и рекомендовал бы своим читателям?

«В последнее время увлечён не художественными фильмами, хотя среди них попадаются замечательные – «Пушкин: последняя дуэль» Н. Бондарчук, – говорит Александр, – сериал «Достоевский», «Брестская крепость» А. Котта, «28 панфиловцев», «Кандагар», «Высоцкий: спасибо, что живой» П. Буслова, «Поддубный» и др. – а документальными, которых много нахожу в сети. Меня очень интересует история и культура прежде всего России, и я смотрю такие фильмы, как «Древняя настоящая история России», «Колыбель человечества: украденная правда», «Вещий Олег: обретённая быль», «Российская история отравлений», «Настоящая история России XX века», «Загадки русской истории», «Древняя Русь 30 000 лет назад», «Оружие Победы»... Не всегда и не со всем в них можно согласиться, но они помогают найти своё место в жизни человеку и понять, что и почему происходит вокруг него. Поэтому будем смотреть с оптимизмом в будущее и надеяться, что всё рано или поздно в нашем Отечестве образуется и встанет на свои места».

Неужто нет ничего, чему мы действительно могли бы поучиться у своих соседей? Что могли бы позаимствовать? Неужели «железный занавес» — единственное спасение от вредоносного влияния? Александр Белкин убеждён, что всегда существуют позитивные моменты, на которые нельзя закрывать глаза:

«Безусловно, лучшие традиции Запада – уважение прав и свобод человека, социальный динамизм, бурное развитие науки и техники, а Востока – единство человека и природы, коллективизм, уважение к прошлому, внутреннее самосовершенствование, гармоничное встраивание нового в традицию – следовало бы сделать и нашими ценностями. У каждой цивилизации есть чему поучиться».

А как к глобализации относитесь Вы?