Лера Кирьякова - иллюстратор-фрилансер из Тулы. Её кукольный стиль можно узнать из тысячи. В её инстаграме уже более 300К подписчиков. Как она это сделала? Читай в интервью ниже ;)
- Привет, Лер. Давай сразу с места в карьер :) Я слышала, что в детстве ты ходила в художественную школу, но к своему сожалению так и не окончила ее, а по образованию ты вообще инженер. То есть тебя можно назвать самоучкой.
Расскажи, как ты прокачивала свой скил? Может ты заканчивала какие-то курсы или просто продала душу дьяволу? :)
Лера Кирьякова: К сожалению, дьявол отказался со мной сотрудничать по бартеру, а цену заломил ого-го-го :D Поэтому все сама, все сама.
Все первоначальные знания по фотошопу я получила с сайта demiart.ru. Там было очень-очень много уроков. Но это было больше 10 лет назад, даже не знаю жив ли сейчас этот сайт.
А что касается курсов, очень советую Дениса Зильбера. Он великолепный учитель. Я посещала его курс по дизайну персонажей. 100% рекомендую! Он точно прокачает ваш скил :)
- Даааа, он и правда крут! Поддерживаю.
- А расскажи, как ты вообще стала популярной. Правильно ли я понимаю, что свой инстаграм ты начала, когда у тебя ещё не было своего определенного стиля и аудитории. То есть с нуля. Что было толчком?
ЛК: Я совершено случайно наткнулась на инстаграм-страницу одной художницы, которая рисует обычно диджитал. А тут вдруг я увидела, что она рисует традиционными материалами. Я листала ее страницу целый вечер… И меня это так вдохновило, что я достала свой старый скетчбук, который уже изрядно запылился и тоже начала рисовать. Но тогда у меня не было цели, чтобы у меня было много подписчиков… Просто захотелось рисовать именно традиционными материалами. (это было 28 февраля 2015года)
- А помнишь, что за художница это была? Она знает, что вдохновила тебя?
ЛК: Таня Майфат. Нет, конечно, не знает))))
- Вот она удивится, если вдруг прочитает этоJ
- А как ты раскручивала свою страницу? 300К подписчиков… Это ж очень...много!
ЛК: Основная аудитория, которая пришла ко мне, это аудитория из арт-пабликов-миллионников, которые размещали мои работы у себя на странице. Ну, и в интернете было очень много статей с моими рисунками и ссылками на меня. Так что надо благодарить их :D
- Есть какая-то определенная работа (или может серия работ), на которой у тебя случился переломный момент и подписчики повалили пачками?:)
ЛК: Переломным моментом стал портрет Мэдди Зиглер
На тот момент у меня было 10тысяч подписчиков. И на утро, после того как я выложила этот рисунок в инстаграм, я проснулась и… увидела, что народ просто валит ко мне на страницу :D Буквально за неделю моя аудитория удвоилась.
Кстати, это был один из первых портретов звезд. До этого я рисовала обычных людей и вымышленных персонажей. Можно сказать, что Мэдди – стала моим стартом в рисовании звездных портретов. Ну, а затем паблики стали их размещать…а результат ты уже знаешь :D
- Сколько времени у тебя уходит на создание одного портрета на бумаге?
ЛК: По-разному. Иногда это может занять пару часов, а иногда гораздо, гораздо больше времени. Особенно если с первого раза не получилось и приходится перерисовывать. Ведь в рисовании маркерами к сожалению нет кнопки отменить :D Еще бывают такие лица, которые трудно уловить. Ну и мужские лица пока сложно даются :)
- А где рисовать тебе быстрее и проще на компьютере или на бумаге?
ЛК: Не могу сказать, где легче. В любом материале есть свои плюсы, минусы, особенности. А по временным затратам диджитал, конечно, гораздо дольше. Больше размер, больше деталей, больше прорисовки. Поэтому выходит в разы дольше.
- Мне подписчики часто задают вопросы, где я береру вдохновение, если настигает "нерисуй".
У тебя есть свой рецепт от этой хандры?
ЛК: Чаще у меня обратная проблема. Я хочу нарисовать одно, второе, третье, в голове куча идей и задумок, но у меня не хватает на это времени. Но если все-таки вдруг не хочется рисовать, то меня вдохновляют фильмы, музыка, мультики, работы других художников.
- А за чьим творчеством ты следишь? Кто для тебя является авторитетом в иллюстрациях?
ЛК: Есть очень много художников, которые меня вдохновляет и от которых я фанатею. Из диджитал-художников – Денис Зильбер, о котором я уже говорила, Макс Костенко, Алексей Байдаков, Сергей Кардаков, Женя Ткач, Tiago Hoisel Ferraz … всех сразу и не упомнить, очень много имён…
Из традиционного – Loish, прекрасная художница, я ее большой фанат. У меня даже есть ее артбук
- В какой атмосфере ты предпочитаете творить? Как организовано твое рабочее пространство?
ЛК: Предпочитаю работать в тишине, ну или на крайний случай под музыку. Но по факту одной рукой рисую, а второй отнимаю по очереди все свои маркеры у младшего сына. У меня стоят два стола: один для работы с диджитал, а второй для традиционного рисования. Хотя часто рисую просто на диване)
- Твои недавние открытия среди товаров для художников, что понравилось или приятно удивило?
ЛК: Понравились маркеры Sketchmarker, которые удивили своей ценой и хорошим качеством
- Давай поговорим про работу. Ты очень успешный иллюстратор, к которому люди долго стоят в очереди. В заказах, как я понимаю проблем нет. Можешь дать совет начинающим, с чего начать, где найти первых заказчиков?
ЛК: Прежде всего вы должны составить свое портфолио. В котором, естественно должно быть не одна –две работы, а хотя бы штук 10, чтобы вам было что показать клиенту. После этого разместите свои работы во всех соц.сетях и на биржах типа fl.ru, freelance.ru или behance.com. Так же на этих биржах вы сами можете откликаться на запросы заказчиков. И если ваши работы понравятся им, то вас выберут исполнителем.
Конечно, не стоит ждать, что на вас сразу посыплется гора заказов. Скорее всего, сначала их будет мало. И они будут не очень денежные. Но не надо опускать руки! Продолжайте развивать свои навыки и пополняйте портфолио. И непременно, ваш клиентский круг будет постепенно расти.
- А у тебя есть какие-то свои принципы или правила в работе с заказчиками? Может какой-то совет для начинающих, чтобы они не обожглись?
ЛК: Мое главное правило (хотя, наверно, оно есть у всех фрилансеров) – никогда не работай без предоплаты. Я обязательно беру 50% до начала работы. А так же не скидываю исходники до полной оплаты. Еще советую оградить себя от бесконечного количества правок. Оговорите в самом начале работы, какой объем работ входит в стоимость ваших услуг, а что будет выполнено за дополнительную плату. Например, скажите, что вы вносите правки на стадии эскиза бесплатно, а на стадии работы с цветом каждая правка стоит столько-то. Это поможет сберечь нервы и время, гарантирую.
- А что делать, если результат не нравится заказчику? У тебя бывали такие случаи?
ЛК: К счастью такое бывает не часто. Потому что люди, которые приходят ко мне, видят мои многочисленные работы и понимают, чего ожидать в итоге. Хотя, по мелочи, конечно, бывают недочеты. Просто вношу правки. Но в итоге заказчик всегда остается доволен.
- Многие романтизируют работу фрилансером. Считают, что они целый день лежат на диване и работе уделяют максимум час-два, при этом гребут деньги лопатой :) Может расскажешь про свой обычный рабочий день?
ЛК: О, Да! Это моя любимая тема! Это стереотип, что мы в любой момент может позволить себе отдохнуть, прилечь на диван, сходить встретиться с друзьями. Но по факту, всё ровным счетом на оборот. Моя любимая фраза про фрилансера «Я думал, что я буду работать дома, а оказалось, что я живу на работе» - это максимально точно отражает жизнь любого фрилансера.
Мой обычный рабочий день – это минимум 8 часов работы (чаще больше). Но, так как сейчас я в декрете, то просто работаю в любой свободный момент. Если ребенок спит, или смотрит мультики, или играет… Ночь опять же никто не отменял! Сон для слабаков :D
В общем, любой успешный фрилансер – это суперответственный человек, который может самоорганизоваться, может сказать "нет" лени, которому не нужны пинки. Который просто садится и делает свою работу. А потом уже гребет деньги лопатой :D
- Выходит, работы и ответственности в разы больше, чем в офисе. Почему ты всё же выбрала фриланс?
ЛК: Потому что я могу сама выбирать проекты, над которыми мне интересно работать, более комфортные, интересные, которые будут развивать меня как профессионала. Так же фриланс начисто стирает границы. И сидя у себя дома, я могу работать с людьми из любой точки планеты – это очень круто!
- Не так давно ты стала выпускать мерч со своими иллюстрациями. Есть спрос? Больше покупателей из России или все же зарубеж?
ЛК: Любым делом, чтобы оно стало успешным, нужно заниматься, и вкладывать максимум своих сил и внимания. Когда я открыла свой магазин на etsy, я четко понимала, если я не буду им заниматься, заказы с неба не упадут. И что сам по себе он не будет приносить приносить миллионы золотых монет. А так как времени у меня сейчас не много, то и заказов соответственно не много. Покупатели в основном из Европы и Америки. Наверно, потому что etsy не так популярен в России. Но для российских подписчиков я начала сотрудничать с твоим сайтом, где они могут купить кружки и футболки с моими принтами :)
- Есть какой-то покупатель, который запомнился больше всего?
ЛК: Однажды мне написал клиент из Саудовской Аравии с вопросом - сколько стоит портрет. Когда я ответила, он сказал, что ему не подходит моя цена… и он будет платить в несколько раз больше! Я подумала, что это какой-то развод, но в итоге мы проработали с ним больше полугода и нарисовали целую книгу.
-Может есть работа за которую тебе до сих пор стыдно? Или не работа, а случай из практики
ЛК: Мне стыдно за то, что я нарисовала Дженифер Лопес мужчиной )))
- Кстати о птичках. Ты рисуешь много портретов звёзд. Они часто обращают на это внимание? Лайкают может или что-то пишут? Кто есть в твоей личной "копилочке"?
ЛК: Они редко замечают, да и я отмечаю их тоже редко.
Один раз заметила Аманда Аббингтон и спросила, можно ли поставить картинку на аву. Из последних была Наташа Краснова, которая сама заказала свой портрет.
- Аманда – это же «жена Ватсона» из Шерлока? Круть!)))
- А с известными брендами ты работала? С кем понравилось больше всего?
ЛК: Недавно был заказ от известного производителя игрушек, чувствовалось, что они знают, чего хотят, с такими клиентами работа в удовольствие.
- Ого! А где-то уже можно посмотреть результат этого сотрудничества?
ЛК: Пока нет, но скоро все расскажу :)
- Что еще интересного готовишь для своих подписчиков?
ЛК: Самый большой мой проект сейчас – это, конечно же, книга, о портрете и о маркерах, которая выйдет в следующем году. Я постаралась собрать в неё все свои знания и изложить в легкой подаче для начинающих. А ещё, весной я собираюсь на фестиваль «-ing Creatives» в Дубай, к которому тоже планирую основательно подготовиться. Туда приезжают разные крутаны из таких известных студий, как Марвел или Пиксар, проводят лекции и воркшопы по дизайну. А я буду стоять со своими работами среди 30 художников из разных стран.
-Ого! Желаю там удачи! Ждем репортажа в сториз:)
- И последнее!
Обычно в конце интервью, просят дать советы начинающим художникам, чтобы как-то подтолкнуть их и вдохновить). Давай поступим по другому!
Найди минусы своего хобби и попытайся отговорить людей заниматься этим)
ЛК: Так, ну это просто, кто ж не любит поныть 😅
Во-первых, сидячая работа гораздо сложнее, чем кажется, привет остеопату 👋
Во-вторых, напряжение глаз от работы за компьютером.
Помимо проблем со здоровьем, есть несерьезное отношение со стороны знакомых. Я часто чувствую некоторое пренебрежение к художникам, люди «серьезных» профессий считают нас лентяями 😅
А ещё, сейчас большая конкуренция, так как художников ну оооооочень много!
Короче, добро пожаловать!
- P.S. Лебедев красавчик? :)
ЛК: Конеш) Правда я уже давно за ним не слежу и все, что я о нем помню это его цитату: «Как мотивировать себя что-то делать? Да никак, оставайтесь в жопе!» :)
Обязательно загляните в Лерин инстаграм, если вы еще не подписаны на неё - @lera_kiryakova