Найти тему

Один день десять лет назад

Лишняя ночь изменила многое.

Дело в том, что ехали мы не разбери куда, а, чтобы ехать неразбери куда, достаточно общегражданского паспорта. Но мы тормознулись на пару дней во Владикавказе - ждали, пока доформируется гуманитарная колонна. Пили с педиатрами из этой колонны, выходили в полночь на набережную Терека перед гостиницей и пели (красиво): «Как на черный Ерек…»

И в утро, когда надо было уже выезжать, услышали по радио, что президент Медведев признал независимое государство Южная Осетия. Настроение вокруг было двойственное. Любой прохожий на набережной мог четко, красноречиво и темпераментно сформулировать, почему.

С одной стороны, независимость, признанная великой державой – это конец грузинскому произволу, точнее, не прекращающейся много десятилетий резне. Но с другой – каждый осетин жил надеждой на объединение своей страны. То есть что земли южнее хребта тоже войдут в состав России. В этот момент разговора иметь бледный оттенок кожи становилось страшновато:

- Ты скажи, почему Москва испугалась? – прожигал тебя собеседник взглядом, - Амерыканцы запретили?

Колонна наконец доформировалась и вытянулась по дороге на Цхинвал. Колонной в данном случае называли вереницу тянущихся впритык друг за другом «камазов» длиной километров десять. Или двенадцать. Счет шел на километры. Машины уже считать никому и в голову не приходило. Медикаменты, питьевая вода, оконное стекло, цемент, рубероид, шпингалеты. Там, куда колонна едет, сейчас нет практически ни одного целого стекла в окнах. Поскольку все понимали, что отстроить один черт до холодов не успеют, везли еще целое море полиэтиленовой пленки. Прикрытый пленкой дом гораздо теплее, чем неприкрытый.

-2

Когда мы приехали к блок-посту на границе с Южной Осетией, выяснилось, что после заявления Президента он магическим образом превратился в погранпост. Раз ЮО – независимое государство, должна быть граница! Для её пересечения требуется загранпаспорт! Которого ни у кого из нашей делегации журналистов не было.

Наша поездка закончилась бы, толком не начавшись, если бы загранпаспорта были хоть у кого-то в колонне. Но их не было. В результате "Камазы" ревели через шлагбаум, а пограничники периодически спрашивали у какой-нибудь машины, нет ли хотя бы там у кого-нибудь загранпаспорта. Там в ответ улыбались и разводили руками. Мы тоже развели руками - и проехали.

Нет, у одного человека в нашем автобусе загранпаспорт был. В смысле паспорт заграничного государства. Германии. Если бы он признался в этом, ему бы пришлось тут, на посту ждать, пока МИД Южной Осетии поймет, визовый у страны режим с Германией или безвизовый. И нам бы пришлось тут торчать за компанию. Русские немцев в беде не бросают.

К счастью, наш немец, обычно застенчивый, тут вдруг залихватски улыбнулся пограничникам, совсем как русский педиатр. Зря он что ли пел вместе со всеми над Тереком. И развел руками - нихт российский загранпаспорт.

И мы проехали.

Читать весь материал