Найти тему
Include club

«Мы собираемся качать Казань», — URAM FEST о счастье и легальном стрит-арте

Оглавление

Если в России искусство выходит на улицу, то в Казани — урамга. Стрит-арт на URAM FEST — это и граффити, и брейк, и хоп, и диджей-сеты, и даже BMX.

Не теряет ли стрит-арт своего вкуса, когда становится легальным, и как в одном месте оказались министр по делам молодежи, Бозик и большие мечты о новом центре стрит-арта, разбиралась редакция Include.

По улице моей который год

Для Казани фестивали стрит-арта становятся всё более привычными. ЦСК «Смена» и лофт-пространство «Фабрика Алафузова» уже несколько лет показывают городу современное искусство, а весной Key Capital анонсировал создание на Старо-Татарской слободе лофт-квартала по образу московского «Винзавода». Андеграунд наконец начинает чувствовать землю под ногами, и этому активно способствует заинтересованность как обычных казанцев, так и Министерства по делам молодежи РТ.

В одном пространстве соседствовали выставка художников и площадка для соревнований по фристайлу.  Фотография: Карина Родионова
В одном пространстве соседствовали выставка художников и площадка для соревнований по фристайлу. Фотография: Карина Родионова

«Как нам кажется, субкультуры, которые представлены в мире, в России, и, в том числе, в Татарстане, конечно, имеют право на существование. И, более того, мы должны давать все условия, чтобы ребята могли себя реализовать, поделиться своим творчеством с миром. Потому что кто сказал, что это не современное искусство? И наша задача — поддержать инициативу к такому искусству в Казани, чтобы это не мешало ничьим другим интересам, для этого нужные свои территории, зоны.

А также определить, в хорошем смысле слова, правила, по которым ребята знают, что здесь они могут себе позволить похулиганить

Понятно, что на Кремле навряд ли нужны такие вещи», — комментирует министр по делам молодежи РТ Дамир Фаттахов.

«У нас есть четкое понимание, что молодежь разная и мы не имеем права поддерживать только отдельные общественные организации», — Дамир Фаттахов. Фотография: Кристина Гилязова
«У нас есть четкое понимание, что молодежь разная и мы не имеем права поддерживать только отдельные общественные организации», — Дамир Фаттахов. Фотография: Кристина Гилязова

Еще одним новым проектом развития уличного искусства стал фестиваль URAM — Urban Art Mouvement. Концепция фестиваля — объединение всего нового творчества города. Именно поэтому на площадке фестиваля танцы, граффити, реп, BMX и скейты описывают это многозначное «стрит-арт».

Такаши и Бозик о творчестве, фестивале и счастье

«Этот фестиваль — уже четвертый, и он наконец-то выстрелил», — Такаши, стрит-арт художник и один из организаторов проекта. Фотография: Карина Родионова
«Этот фестиваль — уже четвертый, и он наконец-то выстрелил», — Такаши, стрит-арт художник и один из организаторов проекта. Фотография: Карина Родионова

— Такаши, ты автор концепции URAM. Как создавался этот проект?

Такаши: Впервые я взялся за фестиваль в марте-апреле: продумал концепцию, собрал команду (правда, неудачно), вторая попытка была в июне, но партнерство подкачало, третий раз тоже с партнерами не сложилось. И вот четвертый. Уже была полная команда вместе с министерством и было гораздо больше времени подготовиться, гораздо больше ребят, с которыми мыслим в одном направлении. И общими силами получилась крутая тусовка.

В Казани много творческих людей — я смотрю, как они проявляют себя, и вдохновляюсь, творчество здесь очень многообразно. Поэтому я хотел объединить все направления, чтобы обычный гость пришел к нам и понял, что вот: ты можешь заниматься музыкой, ты можешь танцевать, ты можешь рисовать — ты че угодно можешь делать.

House, hip-hop, breaking представило направление URAM DANCE. Фотография: Кристина Гилязова
House, hip-hop, breaking представило направление URAM DANCE. Фотография: Кристина Гилязова

— Опиши концепцию фестиваля тремя словами.

Т.: Любовь. Труд. Счастье

Я занимаюсь творчеством — это мое любимое дело. И так нужно жить каждому: заниматься тем, что любишь, потому что тогда и человеку в кайф, и работа идет замечательно; он не ищет отговорок, чтобы не сделать, а, наоборот, ищет возможность, чтобы сделать. Поэтому любить свое занятие и от этого быть счастливым — вот что мы считаем важным сказать на URAM.

— Какие планы у вашей команды?

Т.: Это наша, скажем, дебютная вечеринка — мы так о себе заявляем. А дальше будем проводить форматы отдельно по граффити, отдельно по музыке, отдельно по брейку. Мы собираемся качать Казань, плотненько. URAM, надеюсь, станет андеграундной столицей в Татарстане.

Нужно мечтать о большом, это всегда очень круто!

Есть крутые тусовки в Москве, в Питере, и все съезжаются туда — хватит, в Казань, ребята!

Как нужно относиться к искусству, которое вышло на улицу?

Т.: Мы приходим в картинную галерею и разглядываем, скажем, Поля Сезанна. Обращаем внимание, каким образом он писал, что изобразил, мастихином ли, кистью ли, подмечаем все тонкости. Когда же человек смотрит на граффити, он видит просто непонятные буквы, но нужно же обращать внимание на то, какие линии и детали проводит художник, какой шрифт.

Шрифт у нас — это свой стиль, и если смотреть и понимать, что это такое, можно же прочесть, и обращать внимание на сложность работы, и ничуть не менее ей восхищаться, и думать: «Блин, это реально шедевр, это реально круто!»

Гости могли следить за созданием граффити от известных казанских стрит-арт художников. Фотография: Кристина Гилязова
Гости могли следить за созданием граффити от известных казанских стрит-арт художников. Фотография: Кристина Гилязова

— Теги — это тоже искусство?

 Бозик: Для меня да. Есть уличные мастера, тэги которых можно сравнить даже с профессиональной каллиграфией. Всё это — искусство. Граффити — это один из видов уличного творчества. Шрифты, теггинг, бомбинг — обычно нелегальное рисование, но не менее творческое, чем писать картины в мастерской.

Т.:. Это такая гонка: показать свою агрессию, свой бунт, свою энергию. Так проявляются художники среди стрит-арта — кто-то помимо того, что рисует картины, ходит и бомбит, кто-то нет.

Вообще, теггинг и бомбинг — это романтика, экстрим, адреналин

Всё начинается с бомбинга. Когда ты неопытный, но хочешь заявить о себе, понять, зачем заниматься этим, выработать свой стиль, ты начинаешь бомбить. Многие райтеры в какой-то момент начинают думать: «Зачем я просто бомблю в городе, многие возмущаются, я лучше буду делать крутые картины».

— И тогда они уходят в коммерцию.

Т.: Нет, этим можно заниматься и бесплатно, но, да, есть и те, кто этим зарабатывает.

— У уличного искусства есть понятие «легально»?

Б.: Наверно, только на фестивалях.

— Бозик, твой стиль всегда узнаваем — использование точечных кругов. Откуда он появился? Форма стрит-пуантилизма?

Б.: Скорее, мне больше нравилось, как аборигены рисуют: аборигены Австралии, стран Океании, это такая этническая и древняя культура. А импрессионисты уже позже это всё придумали и назвали пуантилизмом, и я решил попробовать.

«Мне радостно жить, и я об этом говорю миру», — Бозик. Фотография: Кристина Гилязова
«Мне радостно жить, и я об этом говорю миру», — Бозик. Фотография: Кристина Гилязова

— В чём эмоциональная нагрузка? Твои работы часто абстрактны. Какие эмоции и смыслы ты вкладываешь в них?

Б.: Просто радость.

— Даже если посмотреть работы только на URAM, можно почувствовать, что российский стрит-арт очень грустный, так ли это?

Б.: Я не считаю арт грустным! В России тем более: мне всё нравится и мне весело!

— Где в мире можно увидеть твои работы?

Б.: Я много рисовал в России, а также есть работы в Голландии, Швейцарии, Норвегии, Казахстане, Шри-Ланке, Индии, на Филлипинах, в Испании. Много путешествую и зовут часто, поэтому много где был и рисовал.

Фестиваль дал возможность казанцам встретиться с представителями андеграундной культуры, получить удовольствие от атмосферы творчества и влиться в него самостоятельно. Фотография: Кристина Гилязова
Фестиваль дал возможность казанцам встретиться с представителями андеграундной культуры, получить удовольствие от атмосферы творчества и влиться в него самостоятельно. Фотография: Кристина Гилязова

Райтер Максим Има писал: «Присутствие граффити в моей жизни дает мне очень многое. Присутствие же меня в граффити не дает ему абсолютно ничего. Это особая форма любви». А что для тебя твое искусство?

Т.: Дело даже не в граффити. Граффити — это направление изобразительного искусства. А вообще, если я рисую и концентрируюсь полностью на рисунке, когда выдаю что-то на стену или холст, в этом самом процессе творчества я понимаю себя как личность: кто я, что во мне изменилось, какое у меня настроение, какие мысли.

Весь свой внутренний мир я вижу и вырисовываю

Другой может это рассматривать и интерпретировать как-то по-своему, но тем не менее смыслом и энергетикой в картине остается именно «я». Искусство помогает мне оставаться самим собой.

И на нашей улице будет праздник

«Это круто! Самовыражение — оно должно быть у каждого, именно возможность самовыразиться, чтобы тебя не порицали в обществе. Возможно, даже если тебя не понимали, то с тобой никак не боролись, а оставляли право на существование твоего мнения, твоего искусства. К этому нужно стремиться», — высказалась одна из гостий фестиваля.

«В этом самом процессе творчества я понимаю себя как личность», — Такаши. Фотография: Кристина Гилязова
«В этом самом процессе творчества я понимаю себя как личность», — Такаши. Фотография: Кристина Гилязова

В одном месте творят и наблюдают за развитием стрит-арта множество людей: от подростков до Министерства. И речь не об URAM. Казань начинает жить новыми культурами, и неформальные движения обретают не формальное, а действительное признание.

Василий Трегубов, редакция Include

Фотография обложки: Кристина Гилязова, редакция Include