Фотограф Иван Васильевич Болдырев наиболее известен своим «Донским альбомом» — собранием снимков, снятых им в 1875-77 годах в казачьих станицах на Дону. Эти фотографии были высоко оценены современниками. Так, известный художественный критик Владимир Васильевич Стасов считал, что фотопортреты болдыревских казаков, не менее выразительны, чем жанровые полотна художников-передвижников.
Иван Васильевич Болдырев появился на свет 9 сентября 1850 года в семье донского казака в станице Терновская (сейчас территория Ростовской области). Здесь же в донских степях он провел детство и отрочество. Поначалу зарабатывал на хлеб тем, что помогал родителям пасти скот, а позже самостоятельно овладел ремеслом часовщика и чинил для односельчан различные механизмы.
Скопив некоторую сумму денег в 19 лет юноша смог покинуть родной дом и перебраться в город. В Новочеркасске, которая была столицей Донского казачества, он смог устроится помощником в фотоателье. Через пару лет, когда Болдырев смог довольно сносно овладеть редкой в те годы профессией фотографа он отправился в Санкт-Петербург.
В Санкт-Петербурге Иван Васильевич Болдырев поступил на службу ретушером и помощником фотографа в фотоателье Альфреда Лоренца.
Начинающему фотографу хотелось создавать по-настоящему красивые снимки поэтому он записался в вольнослушателем в Императорскую Академию художеств, а чуть позже стал посещать и Императорскую публичную библиотеку. Здесь он свел знакомство с известным искусствоведом и художественным критиком Владимиром Васильевичем Стасовым, который занимал должность заведующего художественным отделом библиотеки,
Маститому искусствоведу пришелся по душе любознательный и талантливый молодой человек и он стал время от времени помогать ему с заказами.
Иван Болдырев создал немало фотографических работ. Известны и сохранились его альбомы «Фотографии с натуры» и «Виды внутренние и наружные снятые при искусственном свете И.Болдыревым с антрацитового рудника И.С.Кошкина», а также серия снимков, посвященных художественной и культурной жизни Петербурга, и портреты врачей С.П.Боткина и Н.И.Соколова.
Но, настоящее признание фотографу принесла коллекция снимков, сделанная 1875-77 годах у себя на родине, в казачьих станицах Дона — Кумшанской, Цимлянской и Есауловской.
Несколько десятков изображений «Донского альбома» — это фотолетопись из жизни донского казачества конца XIX века, его быте, нравах и обычаях. Художественный критик Владимир Васильевич Стасов назвал эти фотографии «бытовыми картинами..., точно созданными талантливым художником». И это неудивительно, ведь снимки сделаны человеком не со стороны, а потомственным казаком, отлично знающим все тонкости жизни местного населения.
Сам Иван Болдырев, впрочем, считал себя в первую очередь не фотографом, а изобретателем. Он на несколько лет опередил зарубежных изобретателей портативных фотоаппаратов. Если бы не отечественная бюрократия и предвзятое отношение к «самоучке из народа», то вполне вероятно, что родиной первого портативного фотоапарата была бы не Америка, а Россия.
Сначала Иван Болдырев, не имея возможности приобретать дорогостоящую фирменную оптику, был вынужден пользоваться самодельными объективами. Позже он стал одержим идеей усовершенствования фотографической техники.
Изначально идеей фотографа-изобретателя было создание универсального короткофокусного объектива. И ему это удалось. Из нескольких линз, помещенных в самодельную оправу, он получил объектив моментального фотозатвора, позволяющего при портретной групповой съемке передавать «не только линейную, но и воздушную перспективу».
Но самое главное изобретение Болдырева это создание гибкой «смоловидной ленты» — прообраза современной фотопленки. Дело в том, что в качестве основы для нанесения светочувствительной эмульсии в XIX веке использовалось стекло. Материал имел два существенных недостатка. Стеклянные негативы были хрупкими и одновременно тяжелыми. Одно неловкое движение фотографа могло погубить весь отснятый материал.
Болдырев придумал новый тип фотоматериала — легкую, гибкую и мягкую пленку. Образцы «смоловидной ленты» наряду с другими изобретениями и фотоснимками были представлены в 1882 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке. Фотограф получил бронзовую медаль.
Несмотря на некоторый успех на выставке дальше дело не пошло. К сожалению, русский умелец напоролся на бюрократию и непонимание. В «Русском техническом обществе» изобретение Болдырева сочли пустой затеей, которая не имеет будущего. Отечественных фабрикантов оно тоже не заинтересовало. Фотограф даже не смог запатентовать свое изобретение — не удалось найти 15О рублей, которые были нужны для регистрации.
Буквально через несколько лет американец Джордж Истмен основал «Eastman Kodak» и выпустил первую в мире портативную камеру. В своих фотоаппаратах он использовал материал, похожий на тот, что предлагал русский изобретатель.
О последних годах жизни Ивана Васильевича Болдырева известно мало. Он продолжил работать над усовершенствованием фототехники, к началу XX века смог открыть свое фотоателье. Сперва оно находилось в доме №44 по Невскому проспекту, позже переехало в дом №19 на Владимирском проспекте. В справочнике «Весь Петербург» за 1917 год фотомастерская Болдырева не указана, но можно найти адрес местожительства «художника II степени» И. Болдырева. На этом следы фотографа-изобретателя теряются.
Если Вам понравилось, ставьте лайк и поделитесь этой статьей с друзьями в соцсетях. Чтобы не пропустить интересные публикации подписывайтесь на канал «История & современность».