Обратная сторона благоустройства.
Мы уже рассказывали, почему благоустройство общественных пространств Екатеринбурга регулярно проваливается. Наш текст об этом получил колоссальный фидбек, поэтому мы продолжаем исследовать, как вопреки всему окружающая среда становится удобнее и дружелюбнее для горожанина. От условного общего (главных улиц и площадей) переходим к частному и локальному — ко дворам.
Место, где прошло детство, которое с ним и ассоциируется, последние 20 лет последовательно разрушали, закатывая в асфальт и превращая в парковку. Возрождение в отдельно взятых песочницах Екатеринбурга началось с заметных проектов вроде Мичуринского, где ограничили проезд во двор,и закрытых по периметру жилых комплексов на Автовокзале и кварталов «Брусники». Желание расширить зону комфорта, которая раньше заканчивалась на пороге квартиры, поддерживают власти и застройщики.
Есть одно «но»: люди. Особенно те, которые к конкретному двору отношения не имеют вообще. Мы расскажем историю одного квартала на Уралмаше,благоустройство которого обернулось кошмаром.
Впрочем, обо всем по порядку.
Двор — особенная территория, стоящая в узком промежутке между частной (квартиры) и общественной (улицы, парка, площади). Взрослые жители пользуются двором, чтобы общаться друг с другом, а дети — чтобы находить первых друзей. Причем, если у первых жизнь все же по большей части проходит на работе, то вторые становятся основными пользователями придомовой территории. Все ведь помнят, как вместе с дворовыми товарищами лазили по деревьям (а некоторые — по ближайшим стройкам) и случайно разбивали мячом окна у соседей с первого этажа?
Парковка + песочница = двор?
Наш постоянный эксперт, журналист-урбанист Сергей Ермак, рассказал, что двор должен выполнять несколько функций. Защитную (с этим все понятно), воспитательную (это про детей), эстетическую (о доме судят по двору, и чем он лучше, тем престижнее жилье): « Двор — важное место в жизни человека. Друзья, с которыми мы познакомились во дворе, останутся нашими друзьями на всю жизнь. И они ничем не хуже, чем друзья из школы или университета. Людям нужно, чтобы двор был хорошим и красивым».
Тем временем, большинство дворов в Екатеринбурге состоят из парковки и кастрированной детской площадки. О какой эстетике вообще идет речь? Про безопасность даже думать нечего.
Как же сделать двор лучше? Заборы — не вариант.
«Заборы — это самое большое зло, которое можно придумать для дворов, к считает Сергей Ермак. — Огораживать его нужно архитектурно — строить кварталами, чтобы двор окружали здания. В старых постройках — высаживать по периметру деревья. Или обустраивать парковку, которая замкнет пространство. Двор нужно деликатным образом отделять от общественных пространств, то есть улиц. На мой взгляд, он должен состоять из двух элементов — детской площадки и озеленения».
Воспользовавшись этим рецептом, иллюстратор ЕТВ Николай Пекарский привел двор типовой девятиэтажки из 90-х в порядок.
Но есть и хорошие дворы. Сергей Ермак выделил несколько: окруженные многоэтажками дворы на Ботанике, «Квартал художников» на Щорса и квартал «Новаторов» «Брусники». В последнем развернулась настоящая драма.
Вандализм или глупость?
В 2015 году компания «Брусника» начала строить жилой квартал на Уралмаше. Сейчас полностью готов первый дом с закрытым двором, в котором все хорошо, второй объект скоро закончат. Застройщик выполнил благоустройство внутри квартала и сделал красивую территорию вокруг домов. Со стороны Ломоносова высадили деревья и кустарники, которые привезли из питомников Польши и Германии — туи, гортензии и горные сосны. Летом 2017 года жители квартала «Новаторов» увидели, как расцвела прилегающая территория.
И тут компания столкнулись с суровой уралмашевской действительностью. Растения по периметру квартала начали воровать. Летним вечером к дому подъехала машина. Из нее вышла женщина с пакетом, выкопала несколько растений и, не обращая внимание на возмущенные крики жителей, уехала.
У квартала «Новаторов» украли уже 150 растений, денежные потери исчисляются сотнями тысяч рублей.
Причем воровство бессмысленно (и не только по соображениям морали) — на новом месте просто растения не приживутся, уверена садовник квартала«Новаторов» Галина Аввакумова: «Растения вырвали варварским способом, повредив корневую систему. Поэтому на новом месте они либо сразу же погибнут, либо будут очень долго приживаться, болеть, и в конечном итоге, никакой красоты точно не получится».
Жительница квартала «Новаторов» Екатерина однажды встретила пожилого мужчину, который уносил в пакете свежевыкопанное растение. Девушка поняла, что это цветы из клумб у дома, когда увидела лунку на месте гортензии.
На вопрос «зачем они это делают?» нам ответила психолог Оксана Собина: люди выкапывают чужие растения не из вандальных соображений, а из-за общего культурно-образовательного уровня. Психолог рассказала, что и сама попадала в такую ситуацию, когда решила обустроить во дворе песочницу. В ней не было песка, поэтому Оксана заказала его. Однажды она играла в песочнице с маленькой дочерью, и в этот момент пришла бабушка с ведерком, набрала песок и ушла. «Бабушка ведь не вандал, ей просто этот песок зачем-то нужен, — справедливо замечает Оксана. — Люди думают, что это общее имущество, а если общее — значит, ничье. Долго нам говорили, что все вокруг общее, что государство делает это для нас, горожан. Человек просто не считает, что вот эти деревья и кустарники чьи-то личные, поэтому и берет».
К старым советским привычкам прибавляется психология жителей большого города, уверена Оксана Собина. В мегаполисе тяжело воспринимать своим что-то за порогом квартиры, поэтому двор, улицы, площади становятся как бы ничьими. В таких условиях создание атмосферы сопричастности ложится на плечи администрации в широком смысле — начиная от ТСЖ и УК и заканчивая мэрией. Именно они должны устанавливать принципы,по которым живет территория. Даже самое простое правило, типа«не мусорить», должен кто-то озвучить, чтобы люди смогли на это ориентироваться.
На Уралмаше такая система сложиться не успела. С психологом соглашается Сергей Ермак, который уверен — несмотря на окультуривание района, контингент там остается по большей части маргинальным.
Бороться или защищаться?
Уральское благоустройство предусматривает антивандальные меры еще на стадии проекта, об этом ЕТВ рассказывала глава профильного комитета мэрии Тамара Благодаткова. Хотя на прямые вопросы о защите от вандалов глава администрации Орджоникдзевского района Вячеслав Трапезников отвечать не захотел, мы-то знаем — в районе от хулиганов активно защищаются, приковывая лавочки к остановкам с помощью замков.
А скамейки на проспекте Ленина должны быть не только красивыми, но и достаточно крепкими, чтобы противостоять хулиганам. Но как спастись от тех, кто разрушает не ради веселья, а по невоспитанности?
Территория вокруг Ельцин Центра каждую весну расцветает, из-за чего гости и жители Екатеринбурга обожают там гулять. Специально нанятый садовник следит, чтобы кусты и деревья вовремя подстригали и обрабатывали. Но даже Ельцин Центр однажды пострадал от набега екатеринбуржцев, которые выкапывают растения. Летом цветник лишился куста белого дерена. Такие случаи единичны: Ельцин Центр, к которому относится и сад, патрулирует охрана, вся территория находится под видеонаблюдением.
Управляющая компания «Лига ЖКХ» тоже решает проблему установкой камер. Директор по развитию УК Илья Сотонин рассказал, что сталкивался со стихийным воровством в одном из подопечных домов:
— У нас в подъезде спамбокс как-то украли. На камеру. Бабушка. К ней пришли, говорим: «В чем дело?» Она отвечает: «Я думала, дети его испортят. Решила прибрать». В общем, она знает, что делает плохое дело. Но делает. Это как в СССР. Украсть гвозди с завода, где работаешь, было нормой. Этим даже хвалились. Типа «обманул государство» или, в нашем случае, «обманул этих богачей из нового дома». И зависть. Не жили хорошо — нечего начинать. У них во дворе плохо — и у вас должно быть тоже плохо. Не сказать, что мы часто сталкиваемся с хулиганами. Большинство людей нормальные. Если не будем жить так, как нас хотят заставить маргиналы, коих меньшинство, все будет хорошо.
Сработает только расширение зоны ответственности каждого жителя — до подъезда, двора, улицы. Если УК постоянно будет говорить об этом,то постепенно территория за порогом квартиры тоже станет своей, считает Сотонин.
Тогда и заживем.