Выживание, если уж правильно подходить к этому вопросу, не только в том, чтобы развести костёр одной спичкой, уметь питаться дождевыми червями, или укрыться от ядерного взрыва. Большая часть материалов в сети, посвящённых теме выживания, описывает ситуации, близкие к постапокалиптическим.
А как насчёт выживания в реальных условиях?
Лето. Плюс тридцать восемь. За пять километров от населённого пункта сломался автобус. Зима, метро переполнено, на поверхности километровая пробка, а до работы идти по морозу примерно пару часов. Машина встала как вкопанная прямо на трассе и починить её без посторонней помощи нельзя. И телефон сел, как назло. Эти и подобные ситуации вполне возможны с каждым из нас, причём гораздо чаще, чем попадание в тропический лес с одним штопором в качестве оружия. В этой небольшой статье я опишу несколько полезных рекомендаций для тех, кому нужно долго и далеко идти.
Кстати, самая главная рекомендация — подумайте заранее о возможности такой ситуации, и подготовьтесь к ней ещё дома.
Распределение груза. Ничего не несите в руках или одной руке — это нарушает равновесие, одна сторона тела будет уставать больше другой. Старайтесь разместить груз на спине, строго вдоль линии позвоночника. Максимально разгрузите руки и боковые мышцы корпуса — они участвуют в ходьбе, и от них напрямую зависит, сколько вы сможете пройти за один переход. Если вы путешествуете с рюкзаком — проследите, чтобы он был достаточно высоко на спине, не опускаясь ниже поясницы. Если у вас сумка через плечо — наденьте её наискось (сумка справа, ремень надет на левое плечо), и поднимите на уровень пояса, чтобы она не била по ногам во время ходьбы. Если вы несёте что-то в двух полиэтиленовых пакетах, свяжите им ручки и перекиньте получившийся баул через плечо, подложите под связку свёрнутый платок или шапку — это не даст баулу съезжать вниз по плечу.
Обувь и повреждения ног. Старайтесь отправляться в дорогу в удобной, лёгкой и прочной обуви. Кроссовки здесь имеют преимущество перед офисными туфлями. Если обувь на шнурках или липучках — проверьте, насколько плотно они затянуты. Если обувь болтается на ноге, то набор красивых волдырей вам обеспечен, если наоборот, прилегает слишком плотно — есть опасность онемения ног. Положите в карман пару простых полиэтиленовых пакетов и несколько резинок для денег — когда вам неожиданно подвернётся лужа величиной с небольшое море, или топкое место на обочине, этот простой инвентарь поможет вам сохранить ноги сухими, а организм — здоровым.
Дыхание и привалы. Если надо долго и непрерывно идти с одной скоростью, дыхание становится важнейшим фактором выживания. Дышите, считая шаги — несколько шагов на вдох, несколько на выдох. Начните с четырёх шагов на вдох и столько же на выдох, через пару сотен метров перейдите на шесть, потом, если получится — на восемь. Это даёт ещё и согревающий эффект в зимнее время. Кстати, шаги стоит делать небольшие — это сбережёт ваши силы. Если необходим привал, сначала сбавьте темп ходьбы, и только потом садитесь отдыхать — так вы сбережёте ваше сердце. Особенно, если вы идёте с грузом. Привалы должны быть от пяти минут до получаса, в зависимости от физического состояния и наличия/отсутствия груза.
Важнее длительности привала одинаковые промежутки времени между привалами — слово «ритм» в таких ситуациях равняется слову «жизнь».
Взгляд. Во время переходов не изображайте японца на Красной площади. Вертеть головой в данном случае чревато травмами и задержками в пути. Кроме того, направление и характер взгляда определяет ваше психологическое состояние, субъективную величину дистанции и тяжесть её преодоления.
Смелость города берёт (А.Суворов (с)).
Смотреть надо вперёд и чуть вниз, фиксируя все особенности почвы примерно в четырёх-пяти метрах перед вами. Регулярно надо поднимать взгляд для коррекции направления. Иначе, если вы идёте, скажем, по степи или по полю, есть опасность незаметно свернуть. Получится поворот не туда :)
Где идти (сторона дороги, обочина, поле). Если вы идёте вдоль дороги, идите с левой стороны. Тогда вы будете видеть приближающиеся машины, и, что немаловажно, будут видеть вас. Если обочина влажная и топкая, идите по краю трассы, не делая резких движений — не пугайте водителей.
Водитель тоже человек, у него нервы.
В случае степи или поля старайтесь не опускаться в низины — там могут быть топкие места. Утонуть не утонете, но приятного мало. В случае движения по городу старайтесь двигаться по тротуару — как показывает практика, водитель в городе дичает от тяжёлой жизни. И может попросту не остановиться.
Зима и лето. Передвигаясь в холодное время года, старайтесь дышать как можно ритмичнее и медленнее, берегите лёгкие от переохлаждения. Если есть шарф или шейный платок — дышите через него. Поднимите воротник свитера или куртки — это также создаст небольшой буфер для холодного воздуха. В случае, если стало жарко от ходьбы - немного расстегните верх куртки. Не снимайте её.
Всё-таки сняли... Что ж, не знаю, любите ли вы пневмонию, но так она точно полюбит вас.
В жаркое время закройте голову от солнца, иначе тепловой удар поставит жирный крест на всех ваших планах. Наденьте кепку, если нечего надеть — обмотайте голову футболкой.
День и ночь. Днём видимость всегда лучше, чем ночью, поэтому скорость движения днём будет выше. Помните, что ночью вы потратите больше времени на одну и ту же дистанцию, чем днём. Если приходится идти ночью, и на небе есть яркая луна - помните, что лунный свет искажает перспективу и расстояние.
Продукты и вода. Главное в переходе — вода. Главное в обращении с водой — пить её как можно меньше, но регулярно. Не потакайте желанию выпить половину воды (или даже всю воду) за один раз — вы не верблюд, организм не сделает запас воды на долгое время.
Через час-два почки пропустят воду через себя, и она останется под ближайшим деревом.
Если вода в пластиковой бутылке — берегите её от прямых солнечных лучей, полиэтилен может выделять в воду вредные вещества, вызывая ухудшение самочувствия вплоть до отравления. Теперь о продуктах. Продукты в данном случае не так важны, но если они есть — хорошо. Старайтесь есть понемногу — большие порции пищи перегружают желудок, требуется повышенное кровоснабжение пищеварительного тракта, и остальные кондиции организма резко снижаются. Вплоть до засыпания на ходу. Есть надо на привалах, только когда хочется, но не чаще, чем каждый второй привал. По маленькому кусочку. Сразу после приёма пищи нужно выждать пару-тройку минут, и только потом отправляться дальше.
Если же продуктов нет — помните: никто не умирал от голода за два или три дня.
Необходимые мелочи. В дороге нужнее всего не нож-для-выживания-с-набором-инструментов, а обычный складной нож, небольшой, но яркий фонарь, несколько пластырей, бутылка с водой, немного продуктов (лучше всего орехи и сухофрукты). Не забудьте о дополнительном аккумуляторе для телефона. Нелишне будет положить в карман обычную одноразовую зажигалку.
Да, да, огниво на цепочке с армейским жетоном будет круче, но с ним нужно уметь обращаться.
И потом, мы говорим не о длительном выживании в Зоне отчуждения среди псевдоплотей и кровососов :), а всего лишь о кратковременном форс-мажоре, который, тем не менее, имеет все возможности превратиться в большую неприятность, если к нему не отнестись серьёзно.
Подведём итоги. Ситуация, подобная описанным, может возникнуть с любым из нас. Причём на пустом месте. Это не смертельно, но может сорвать планы и испортить здоровье. Главное в таких ситуациях — спокойствие, вера в собственные силы и здравый смысл. И всё будет хорошо :)
С уважением.