15—17 октября в «Сколково» прошел 7 московский международный форум «Открытые инновации», в том числе посвященный будущему образования. Разбираемся, какие изменения — по мнению теоретиков и практиков — ждут учеников, учителей и всех остальных.
Цифровизация и модернизация образования
Дмитрий Калаев, директор образовательных программ ФРИИ, считает, что онлайн-образование дешевле и с его помощью можно дотянуться до большего числа людей. Но онлайн-обучение может снизить качество знаний.
Чтобы этого избежать, предлагается ввести в учебный процесс технологию виртуальной реальности. В виртуальной реальности больше вовлеченность и она больше приближена к живому процессу обучения, поэтому качество знаний практически не теряется.
Онлайн-обучение дает возможность зарабатывать школам. Если у них получается разработать интересный продукт, то дети откликаются и зовут своих друзей на обучение. Пока онлайн-обучением больше занимаются частные школы и образовательные платформы, но и до бюджетных школ волна дойдет. Тем более, есть много относительно недорогих платформ для создания онлайн-курсов.
Программы обучения длиной во всю жизнь
Технологии меняются слишком часто, чтобы выучиться им один раз в жизни. Эксперты считают, что сейчас недостаточно учиться новому каждый пять лет — нужно делать это каждый день. Формировать такое отношение к учебе нужно с младшей школы. На форуме приводили статистику, по которой уровень достижений учеников падает от начальной школы к старшей. Учителю придется не только вовлекать учеников, но и «держать на крючке» все одиннадцать лет, приучать их к постоянному самообразованию.
Обучение длиной во всю жизнь снижает ценность дипломов и других документов, подтверждающих образование. Для работодателя важнее фамилии преподавателей и названия компаний, в которых студент проходил стажировку. С другой стороны, на онлайн-платформах Coursera или «Открытое образование» можно пройти курсы почти любого сильного зарубежного университета и получить об этом сертификат.
Персонализация образования
В будущем каждый ученик сможет получить индивидуальную программу образования. Скорее всего, строить ее будут не методисты, а «машины» на основе данных о студенте. В Сингапуре и США проводят эксперимент по анализу вовлеченности школьников во время занятий. В каждом классе установлены видеокамеры, снимающие лица учеников. Затем специальные программы фиксируют эмоции школьников, определяют уровень вовлеченности и создают образовательные маршруты.
Но цифровые технологии не отменят традицию наставничества, даже наоборот. Роль тьюторов, кураторов со стороны работодателей будет только расти. Каждому ученику нужно помогать привыкнуть к будущему месту работы, даже если ему только 14 лет, считает директор корпоративного института «Сибур» Наталья Ямщикова.
Инвестиции в EdTech
Понятно, что в цифровую эпоху будет расти ценность выпускников технических вузов. Как считает вице-президент Siemens Мартин Гитсельс, именно технические вузы обеспечат передачу знаний от одного поколения к другому. Но работодателям важно, чтобы выпускник не останавливался в своем обучении и развитии, иначе он не справится с вызова будущего.
С одной стороны, возрастет спрос на физико-математические школы. С другой стороны, математический «уклон» не означает, что выпускник автоматически поступит и доучится на программиста или инженера. Эксперты отмечают, что возрастет число школ, созданных при поддержке госкорпорации или частных компаний — например, школы с энергетическим или «нефтяным» уклоном.