Найти тему
Concepture Club

Cтрит-арт as a message. Что хотел сказать автор?

Если произведение стрит-арта – высказывание или знак, то в чем состоит его смысловое ядро и к чему оно может отсылать? В пятой статье курса о стрит-арте Concepture разбирает извечный для искусства вопрос об авторском посыле.

Стрит-арт стремится высказываться о самых разных вещах: личных, общественных, общечеловеческих. Критично, искренне, без оговорок, но со всей двусмысленностью, присущей и словами, и образам. В этом состоит его причина существования. Но всегда ли это удается? И так ли ценен месседж? Может быть, это вовсе и не message, а скорее massage – легкий массаж для чьего-то эго или для блуждающего от скуки ума городского фланера?

Задевая вопросы этики, политики, идеологии, стрит-арт оказывается вовлечен в гущу общественного бытия, что всегда может обернуться как концентрацией на чем-то важном, так и размыванием собственной позиции. Что же может сообщить нам поверхностный анализ содержаний высказывания стрит-арта?

«Лишь когда мы срубим последнее дерево
И высохнет последняя река,
Мы поймем, что деньги несъедобны.
И что, когда ты цитируешь старые пословицы, ты выглядишь как дебил».Бэнкси

Субъект и высказывание

Слишком переоценивать влияние стрит-арта – это то же самое, что ждать революции сознания от переводных татуировок. Собственно, стрит-арт – это и есть в определенном смысле временные тату на коже города. Однако пренебрегать даже столь малыми величинами тоже не стоит, особенно если учесть, что касаются они наиболее устойчивых и реальных вещей в этом мире – идей, желаний и фантазий.

-2

Вернемся к проблеме определения стрит-арта. Ключевой особенностью стрит-арта для меня является то, что он не просто является высказыванием (в конечном счете почти всё, что делает человек, может быть уподоблено явным и неявным высказываниям), но содержит в себе долю рефлексии. Или иными словами, в нем есть какое-никакое выстраивание субъекта (не шумное Эго, а продуманная позиция, ответ на вопрос «кто говорит?») и произведенное (новое) высказывание.

Оба этих элемента важны, и это заметно если обратиться к смежным явлениям. Так, стихийные и намеренно хулиганские надписи/рисунки демонстрируют отсутствие и того, и другого: их содержание – это всего лишь отзвуки чужих действий и слов, иногда с перевернутой ценностью (как у вандалов: то, что ценно в речи одних – стоит обесценить и осквернить). Граффити и некоторые другие практики перформативно создают субъекта, правда, весьма упрощенного («Я есть!», а кто ты?), повторяющееся же сообщение этого жеста и есть полный ноль в части высказывания.

Любопытен обратный пример (да, он существует) – наличие высказывания, но без субъекта. Подобного рода работы стали заметны вместе с популяризацией стрит-арта и его апроприацией в других сферах. Подобным квази-стрит-артом (без субъекта), на мой взгляд, является такой персонаж как Mr. Brainwash, а также политизированные муралс и огромные уличные рисунки рекламного характера (например, большие граффити, сделанные по заказу Аэрофлота – это все-таки какое-никакое «новое» высказывание, но за ним нет конкретного живого автора-субъекта, скорее набор пожеланий-указаний от отдела продвижения, созданных в соответствии с политикой корпорации).

Версия «Рождения Венеры»
Версия «Рождения Венеры»

В силу этого можно разделить изучение стрит-арта как высказывания на анализ содержания уличных работ и на размышление о позиции высказывающегося и статусе самих изображений. Сегодня поговорим о содержании.

Полную версию статьи читайте на сайте concepture.club

Автор текста Иван Кудряшов