Пожалуй каждому человеку известно, что лишь часть его личностных качеств была приобретена при рождении, а другая часть - сформирована под воздействием окружающей обстановки. Кроме того, детские психологи неоднократно подчеркивали важность качественного воспитания ребенка.
Однако, мы постоянно наблюдаем примеры, как в доме у хороших и обеспеченных родителей растет асоциальный элемент, а из бедной и неблагополучной семьи выходит сильная личность.
Почему так происходит, и так ли на самом деле важно родительское воспитание?
Начать стоит с того, что все дети по-разному реагируют на поведение собственных родителей. В состоятельной семье, где ребенку настойчиво и неуклонно прививают правила хорошего тона, вырастает бунтарь и хулиган, который ведет разгульную жизнь, прогуливает учебу и сбегает из дома в 16 лет, чтобы никогда больше не жить в родительском доме.
В то же время, в семье алкоголиков и наркоманов, которые отнюдь не заинтересованы в воспитании детей, вырастает сознательный и целостный человек, который сам понимает, что путь родителей - убыточный, что необходимо учиться и хорошо зарабатывать, чтобы иметь возможность "выбиться в люди".
Другими словами, реакция, как прирожденное качество ребенка, влияет на его отношение к окружающему миру. Ребенок либо принимает для себя родительскую модель поведения, либо ей сопротивляется.
Конечно, одной реакцией дело не ограничивается. Среди других "базовых" качеств ребенка также можно выделить следующие: доброта или озлобленность, жесткость или мягкость, отзывчивость или равнодушие, спокойствие или агрессивность, склонность к вредным привычкам и преступности или склонность к ЗОЖ и законопослушию и т.д.
Так называемые "приобретенные" или "второстепенные" качества ребенок получает в результате взаимодействия в первую очередь со своей семьей, и во вторую - с окружающими людьми в социуме.
Тем не менее, родители влияют не только на формирование "второстепенных" качеств своего чада, но и на развитие вышеуказанных "базовых"особенностей. Если у ребенка с малых лет есть склонность к насилию и агрессии, то без родительского внимания он с большой долей вероятности будет хулиганом, а затем - преступником. Однако, при должном (но не чрезмерном) контроле ребенок сам будет понимать, как следует себя вести и чего избегать.
То есть в этом случае родители ограничили развитие отрицательной "базовой" черты ребенка, чем значительно повлияли на его позитивное личностное развитие.
С другой стороны, если дитя с малых лет проявляет положительные "базовые" черты, родители (намеренно или нет) также могут "подавить" эти самые качества, что, безусловно, негативно скажется на характере ребенка в будущем.
К примеру, ребенок тяготеет к искусству и все свободное время проводит за рисованием, а его семья считает, что "мальчик должен заниматься мужскими делами" и отправляет его в секцию бокса или футбола. Возможно он стал бы хорошим художником, но из-за предрассудков родителей вынужден страдать от того, что занимается нелюбимым делом.
Поэтому роль родителей в воспитании самодостаточной и полноценной личности не главная, но очень важная - для этого им необходимо обращать пристальное внимание на качества ребенка и его склонности, не держать его под пристальным надзором, но и не оставаться равнодушными к его взрослению, стараться прислушиваться к нему и находить общий язык.
И самое главное - необходимо быть положительным примером для своего чада: любить себя, вести здоровый образ жизни, уважительно относиться к окружающим людям. Ребенок инстинктивно будет "копировать" поведение родителей, которые вызывают у него уважение, и "впитает" их лучшие качества.
И тогда, повзрослев, он скажет им "спасибо".
Пожалуйста, ставьте лайки и подписывайтесь. Это поможет мне в выпуске статей и продвижении канала.