Найти тему

Сайменский канал - финская жемчужина России

Мало кто знает, но в России существует территория, по сути являющаяся Финляндией. И это не посольство или консульство. Сайменский канал, арендуемый финским государством у Российской Федерации является одним из самых красивых мест в мире. А из-за своего территориального статуса ещё и одним из самых труднодоступных. Чтобы его увидеть необходимо иметь Шенгенскую визу, которая даёт право проезжать в приграничную территорию, начинающуюся недалеко от города Выборг в Ленинградской области и продолжающуюся до самой границы с Финляндией. Но и в этом случае вы сможете увидеть его только из окна проезжающего по дороге в приграничной полосе автомобиля или автобуса. Остановка на берегах канала категорически запрещена - граница.

Сайменский канал - одно из самых красивых мест на территории России.
Сайменский канал - одно из самых красивых мест на территории России.

История создания канала уходит во времена принадлежности Финляндии к Российской империи. Есть в Финляндии такое озеро - Сайма. Огромное, по сути включающее в свою акваторию множество других мелких озёр, соединённых с ним протоками. Необъятный бассейн Сайменской озёрной системы, богатый природными ресурсами и окружённый многочисленными населёнными пунктами не имел соединения ни с Финским заливом, ни с Ладожским озером. Таким образом там всегда остро стояла проблема логистики.

Попытки строительства канала начались ещё в 14 веке. Но только в 19 веке, после вхождения Финляндии в состав России, грандиозный проект смогли реализовать. Во многом благодаря тому, что растущая северная столица - Санкт-Петербург, нуждался в огромном количестве строительного леса из сайменского бассейна.

Именно лес стал главной причиной для начала строительства Сайменского канала. Перевозки лесоматериалов по нему продолжаются до сих пор.
Именно лес стал главной причиной для начала строительства Сайменского канала. Перевозки лесоматериалов по нему продолжаются до сих пор.

Это была крупнейшая стройка России того времени. Длина канала составила 59,3 км; из них 36,1 км были прорыты, а остальные приходились на реки и озера. Было сооружено 15 шлюзов.

Ещё до начала эксплуатации канал стал важной достопримечательностью и туристическим объектом Восточной Финляндии. Первая туристическая карта Сайменского канала была выпущена уже в 1852 году. Торжественное открытие самого канала состоялось в торжественной обстановке 26 августа 1856 года.

В строительство канала были вложены более 12 млн серебряных марок, но эта сумма была меньше запланированной, а расходы окупились значительно быстрее, чем ожидалось — за 25 лет. До середины 1870-х годов через канал проходило 2—3 тысячи судов в год, к 1913 году их количество достигло почти 11 тысяч. Сайменский канал обеспечивал 35 % грузовых перевозок Финляндии.

Бирюзовым цветом на карте обозначен Сайменский канал. Всю левую верхнюю сторону карты занимают озёра Сайменского бассейна
Бирюзовым цветом на карте обозначен Сайменский канал. Всю левую верхнюю сторону карты занимают озёра Сайменского бассейна

Канал оказался необычайно живописен. Состоятельные петербуржцы и выборжцы, а затем и публика попроще строили или снимали на лето дачи на его берегах. Вокруг дач разбивались сады, сооружались беседки и причалы. За счёт канала содержались навесы для ожидающих путешественников, смотровые башни и киоски. Рядом со шлюзами открылись гостиницы и рестораны.

Сайменский канал, 1903 год. Бечевник. Фото С. М. Прокудина-Горского. Таким канал был в период активного дачного строительства вдоль его берегов. Набережные, газовое и электрическое освещение - все для отдыхающих
Сайменский канал, 1903 год. Бечевник. Фото С. М. Прокудина-Горского. Таким канал был в период активного дачного строительства вдоль его берегов. Набережные, газовое и электрическое освещение - все для отдыхающих

После объявления независимости Финляндии в 1918 году дачи пришли в упадок, была утрачена и вся сопутствующая им инфраструктура. Но сам канал продолжал оставаться важнейшей транспортной артерией Финляндии - в те годы он полностью находился на финской территории. После советско-финской войны часть канала оказалась на территории СССР и эксплуатация транспортной системы прекратилась. В ходе боевых действий окончательно были уничтожены остатки дач, ставших удобными оборонительными пунктами.

В 1941 году финны вплотную подступили к Ленинграду, приняв, совместно с немцами, участие в его блокаде. Канал снова оказался финским и его эксплуатация была возобновлена. Сначала для снабжения войск, а ближе в концу войны для эвакуации. В 1940 году между СССР и Финляндией, вышедшей из второй мировой войны был заключён мирный договор. Стороны вернулись к границам 1939 года, сложившимся после советско-финской войны. Часть канала снова оказалась в СССР и его эксплуатация вновь была остановлена. Теперь более чем на 15 лет.

Шлюзовая система Сайменского канала одна из самых сложных. Перепад уровней между озером Сайма и Финским заливом —  75,7 метров
Шлюзовая система Сайменского канала одна из самых сложных. Перепад уровней между озером Сайма и Финским заливом — 75,7 метров

Только в 1962 году был подписан договор аренды канала Финляндией сроком на 50 лет. Финляндия арендовала 19,6 км советской части канала и прилегающую территорию. По договору Финляндия также приняла обязательства в течение пяти лет провести коренную реконструкцию Сайменского канала, а Советский Союз — построить мосты и некоторые другие сооружения. Средства на это строительство выделяла Финляндия.

В 2010 году Россия и Финляндия заключили новый договор, вступивший в силу в 2012 году. Срок аренды — до 2063 года.