«Танец под музыку времени» Николы Пуссена — французского живописца XVII века — написан в духе его времени. В ту пору размышления о бренности бытия, быстротечности времени, проиллюстрированные мифологическими сюжетами, были невероятно популярны.
Жизнеутверждающий сюжет о смерти
И все же картина Пуссена выбивается из общего ряда схожих по тематике работ. В первую очередь — яркими красками. В отличие от многих предшественников, коллег и последователей, мастер классицизма избрал несвойственную метафору — вместо аллегории человеческих возрастов он создал хоровод событий, в которых человек может оказаться.
Герои картины — босоногий юноша-Бедность, крепко ухвативший за руку Трудолюбие, что безуспешно (или всё-таки успешно?) тянется к Богатству, ускользающему к Расточительности.
В небе несётся в колеснице Гелиос во главе с его сестрой Эос, покровительницей рассвета (прим. Гелиос — это Аполлон, а Эос — Аврора. Во многих источниках будет именно так в связи с отождествлением персонажей).
Ритм танца задает седовласый крылатый старец — Хронос. Вместе с ним на полотне присутствуют и другие размышления о времени и смерти — беспристрастный постамент двуликого Януса, бога начала и конца, и путти.
Один из малышей сидит у ног Хроноса, символизируя ускользающее время. Второй — пускает мыльные пузыри, напоминая, о краткости жизни и внезапности смерти.
Скромная Расточительность
Интересно, что образ Роскоши (Расточительности, Разврата, Наслаждения — девушка в синей тунике трактовалась по-разному. Впрочем, как и другие персонажи.) художником менялся несколько раз.
По мере внесения правок ее взгляд становился все менее откровенным, а с головы исчезли вычурные павлиньи перья, сменившись скромным венком из роз.
- Интересно? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал ΦΙΛΟΣΟΦΊΑ!
- Литература: wikipedia.org // Золотов Ю. Пуссен. М., «Искусство», 1988