В предыдущих двух статьях я попробовал проанализировать творческую эволюцию группы The Beatles на примере синглов. Первая статья: "Синглы The Betales, как пример эволюции", в ней синглы 1963-66 годов, вторая статья: "Синглы The Beatles: Магическое путешествие" с синглами 1967 года. Причём синглы я брал только те, песни с которых не входили в студийные альбомы. Таких за период с 1963 по 1967 года набралось девять штук (или 18 песен), плюс один двойной макси-сингл Magical Mystery Tour ещё с шестью песнями - хватает на полновесных два альбома.
Я пытался обосновать своё мнение, что Битлз с середины шестидесятых годов рассматривали синглы, как самостоятельные творческие единицы, законченный продукт. Косвенно в пользу этого говорит тот факт, что они перестали делить сингл на сторону А и сторону Б, как было принято в индустрии, а выпускали стороны равноценными. До этого приоритет отдавался стороне А, вторая сторона формировалась по остаточному принципу. Закончились мои анализы статьёй про двойной макси сингл "Волшебное таинственное путешествие", выпущенный в самом конце 1967 года в Британии. В комментариях к статьям мне озвучивали причину выпуска синглов группой, как реализацию группой обязательств по контракту перед звукозаписывающей компанией Parlophone - может быть, но моя версия мне нравится больше. И вот как раз последней записью на Парлофоне был сингл, выпущенный в марте 1968 года и родившийся на сессиях в начале февраля перед самым отъездом группы в Индию на семинар к йогу Махариши.
На одной стороне был стопроцентный хит, удивительная песня Lady Madonna. У меня такое впечатление, что пройдя довольно быстро через психоделический период 1966-67 годов (и став одними из застрельщиков стиля) битлы достигли такого космического творческого уровня, что любое появление в студии приводило к появлению музыкального шедевра. Песня Lady Madonna родилась из невинного музицирования Маккартни на фортепиано с целью написать буги-вуги в подражание мэтру стиля Фэтсу Домино. Кончилось всё тем, что эту песню сам Фэтс Домино в этом же году включил в свой репертуар и она стала хитом и в его исполнении. Текст был написан Ленноном и повествовал о тяжёлых буднях женщин, перегруженных работой и семейными заботами, вполне бытовой текст. А вот от первоначального буги-вуги осталось только активное фортепиано в манере буги, на которое был наложен жёсткий хард-рок ритм. Обычно в буги-вуги ритмическое сопровождение выражено совсем слабо, на заднем фоне, первенство отдано. конечно. фортепиано. У Битлз же получилась адская смесь буги-вуги и хард-рока с замечательной мелодией. Лично я считаю эту композицию образцом рок-стиля - её можно исполнять абсолютно в любом жанре. При всей мелодической простоте и сверхкороткой продолжительности в две минуты, композиция содержит в себе невероятные глубины. Вокальный хорал в конце припева, джазовый саксофон, духовое сопровождение в проигрыше - всё это вошло в песню легко и незаметно, как будто там и было
На наше счастье кто-то догадался снять эти февральские сессии на видео, благодаря чему мы можем видеть группу практически в живую в момент создания шедевра
Интересно, что во время этих же февральских сессий была записана одна из моих любимых песен Hey, Bulldog, которая вышла только через год на Yellow Submarine. Если послушать обе песни, то они сделаны практически в одном стиле, но авторы в итоге далеко развели их друг от друга и были правы.
На другой стороне сингла разместили композицию Джорджа Харрисона The Inner Light, в которой Джордж продолжил свои индийские аранжировки. Инструментально сопровождение было записано в январе в Бомбее, где Харрисон записывал свой дебютный сольный альбом. Текст песни представлял из себя переложение одного из стихов Дао Дэ Цзин - китайского учения, вокал был наложен Джорджем в эти же две февральские сессии. Вообще индийские изыски Харрисона, на мой взгляд. выпадают из общей музыкальной концепции группы - уж слишком другая культура в них представлена. С другой стороны, возможно, это та необходимая изюминка, которая добавляет вкуса основному блюду оттеняя его. Как бы то ни было даже такое этническое лирическое отступление попало в Топ-100 британского чарта, а в Австралии так и вообще The Inner Light занял первую строчку хит-парада
После записи сингла Битлз укатили в Индию к Махариши, откуда уехали со скандалом в апреле 1968 года (на самом деле индийский период дал огромное количество композиций, многие из которых вошли в следующие альбомы группы вплоть до 1970 года). Затем группа была какое-то время занята организацией своей собственной студии звукозаписи Apple и новые сессии состоялись уже в собственной студии в июле 1968 года. К этому времени у Маккартни в голове уже практически была готова новая композиция. Песня была настолько готова, что первая же сессия была сразу и репетицией, музыканты занимались аранжировками, поскольку сразу определили будущую композицию для сингла. Это была Hey, Jude и её записали в два дня. В первый день сделали шесть коротких дублей собственно песни, во второй день записали тот самый финал из 19 повторений на-на-на-хей-Джуд. Кода исполнялась на 36 инструментах - был приглашён оркестр, который потом участвовал и в "на-на-на" и в хлопке ладонями. В общем-то песня из себя представляет просто красивую лирическую балладу, но затяжной нарастающий финал сделал песню довольно необычной. Несмотря на очевидный композиционный перекос в пользу коды, слушается песня на редкость гармонично - заслуга необычайного мелодизма Пола Маккартни. Композиция вышла длиной больше семи минут, такие на синглах не выходили, максимально сорокопятки вмещали четыре минуты на одной стороне. Но Битлз уже были настолько велики, что инженеры пошли на всяческие технические ухищрения для того, чтобы уместить композицию на стороне пластинки целиком. Уже не студии диктовали формат, а сами музыканты - что ни говори, а это достижение
Вторая песня на сингле это полная противоположность первой. Лирическая баллада соседствует с хард-роковой песней протеста Revolution. Считается, что это первая песня-памфлет у Битлз. Автор, конечно, Джон Леннон. Не знаю, может быть, я не готов разбирать текст. Сам же Леннон говорил, что на песню его сподвигли антибуржуазные волнения в Париже в 1968 году и Вьетнамская война. Но поскольку сам Леннон неоднократно со временем менял свою политическую позицию, то даже в этой песне он не мог выбрать из двух строчек «count me in» (я с вами) или «count me out» (без меня) одну, в итоге на сингле спета одна строчка, на альбоме другая. Песню Revolution считают быстрой версией композиции Revolution 1 с Белого Альбома и это отчасти так. Непорезанный оригинал на альбоме звучит почти 11 минут и представляет из себя продолжительный джем-сейшн и результат огромной работы Джона по сэмплированию. кольцеванию и склейке фрагментов. Революция с альбома была записана раньше. но вышла в свет позже синглового варианта. На самом деле песни исполнены в разных тональностях и на сингле Леннон решил довести гитарный звук до абсурда, пропустив каждую гитару через два предусилителя на максимальной громкости. Вышел фуз-эффект и песня приобрела крайне хард-роковое звучание. В основе же лежит обычный для рок-н-ролла аккордный ряд, но как это часто случалось у Битлз - они делали простое гениальным. Ещё такой момент - на проморолике, который сняли одновременно с Hey Jude, звучание живое, непосредственно во время записи, поэтому оно сильно отличается от синглового
Следующий сингл группы Get Back/Don't Let Me Down вышел в январе 1969 года и представлял из себя кусочки будущего альбома Let It Be, который медленно, но верно записывался в первой половине 1969 года, но вышел только через год уже после официального распада группы. Поэтому этот сингл я пропущу, а перейду к последнему прижизненному. Это две песни - автобиографическая песня Джона Леннона The Ballad of John and Yoko и песня Джорджа Харрисона Old Brown Shoe. Сингл слабее предыдущих рассмотренных. Однако он иллюстрирует идею, которую Битлз пытались разработать в последний период - возврат к живым корням рок-н-ролла и отказ от студийных наворотов в звукозаписи. Читал я также такое мнение, что весь будущий альбом Let It Be планировался к записи в живую одним дублем как бы во время концерта в студии. Из этой идеи получился только знаменитый концерт Битлз на крыше студии, снятый на кинокамеру. Действительно, звучание обеих песен аскетичное, явно записанное с пары дублей. Интересно, что первая песня была записана Ленноном и Маккартни вдвоём - коллеги были в отпусках. А на второй песне партию бас-гитары исполняет Харрисон на своей гитаре, а гитара Леннона вырезана и вместо неё вставлена партия органа.
Ну и наконец упомяну про ещё одну необычную песню Битлз, которая вышла на сингле практически в день распада группы. В марте 1970 года был выпущен сингл Let It Be по идее предваряющий выход одноимённого альбома (альбом вышел в мае). На второй стороне сингл содержа композицию, которая ни до, ни после нигде не появлялась, хотя группа периодически подступала к работе над ней аж с 1967 года. Композиция называется You Know My Name (Look Up the Number). Первые дубли были записаны в 1967 году, причём партию саксофона исполнял музыкант группы Роллинг Стоунз Брайан Джонс, который тогда оказался в студии. Вновь вернулись к записи в 1969 году, когда Леннон и Маккартни, несмотря на ссору, решили записать совместный вокал. Песня дурашливая, пародийная, куплет исполняется в разных манерах, текста практически нет, он весь в названии. Всё это безобразие сопровождает прикольный бит. Может быть и не случайно, что свой творческий путь группа завершила именно этой песней. Уж и не знаю кому в голову пришло выпустить её в паре с Let It Be. Получилось довольно смешно, как будто Битлз всех нас одурачили ))