Ваш ребенок может ныть, испытывая на прочность ваше терпение. Вы стараетесь убедить его, что плакать не нужно, и переживать не о чем, а он все равно переживает!
Он может злиться, все так же проверяя на прочность вашу способность выдерживать злость. О, это совсем непросто! Учитывая то, что многим из нас злиться запрещали, а кому-то внушали, что на любимых и близких людей злиться нельзя!
А тут ваш собственный ребенок сообщает вам, что вы дура, потому что вы заставили его чистить зубы.
Он может не быть благодарным, как вы об этом мечтали! Вы пару часов колдовали на кухне, а он даже не стал есть ваше с трудом приготовленное блюдо! Обидно же становится, как с этим справиться?
Он может предпочитать общество отца, бабушки, друзей, а не ваше! Как это выдержать? Ведь вы его любите.
Он, в конце концов, может протестовать! Против ваших планов, намерений. Может быть капризным и придирчивым. Или молчаливым, или мало эмоциональным…
У нас, родителей, есть свои ожидания, и иногда нам нужно признать, что ожидания не совпадают с реальностью! И заметить… свое разочарование, и признать его своим.
Иногда нам придется признавать, что ребенок поступает совершенно неожиданно. И в этом смысле он дает нам пищу для размышлений: «Почему я чувствую обиду, досаду, разочарование? Это я еще не смирилась, что у него другой темперамент, другой период с новыми интересами и задачами (например, он переживает бунт трехлетки, или подростковый бунт)?
Или, возможно, происходит что-то, что нарушает мои родительские границы, и мне нужно подумать, а, возможно, даже сходить к психологу и запросить помощь?
… Я, как мама, всегда хорошо чувствовала свои границы и не давала детям их нарушить. У меня присвоены права на мое время, на мою отдельную жизнь. Но мне приходилось много, очень много работать над тем, чтобы принимать детей в их чувствах.
Благодаря им я узнала, что каждому человеку хочется иногда поныть. И если мой ребенок в меланхолии, это не значит, что я плохая мать.
Я узнала, что моих детей, чаще всего, интересует что-то другое. Не то, что интересно мне.
Я поняла, что злость – это нормально. Это просто повод прояснить, где ребенок чувствует давление, или ему что-то не хватает от меня.
Я усвоила, что у ребенка может быть свой темперамент. Это было самое сложное. Не переделывать из него то, что мне хочется, а согласиться с тем, какой он. Например, один ребенок оказался сдержанный и с глубоко спрятанной эмоциональностью. Ну, это значит, что он не кидается на шею, не говорит «я люблю тебя, мама».
Но именно благодаря этому ребенку я научилась замечать более тонкие оттенки чувств и привязанность, которую раньше бы просто не заметила.
Как сохранить психическое здоровье ребенка, читайте здесь
Автор иллюстрации: Саша Луки