Найти в Дзене

Михаил Зощенко: украл, присвоил, отобрали – романтика!

Оглавление

Сегодня будет последний рассказ Михаила Зощенко «Лёля и Минька: галоши и мороженое» из цикла «Рассказы для детей». Если в предыдущих разборах мы находили скрытые смыслы и подтексты, то в этом произведении всё лежит на поверхности. Но от этого текст не менее интересен!

Кратко о сюжете

Лёля и Минька жуть как любят мороженое. Лёля находит рваную калошу в кустах и случайно продаёт её старьевщику. Дальнейшее можно описать картинками: Осознание – Принятие – Радость. А что, так можно было?! Брат с сестрой покупают на вырученные деньги мороженое и составляют бизнес план. :)

Дети приносят с дачи калоши, не беспокоясь о последствиях, ведь «их там много». Получают 3 копейки и бегут обратно – провожать гостей. Вот только гости уйти не могут – не в чем. Поступок вскрывается, юных бизнесменов наказывают.

О воспитании 80 лет назад

Вот это отец главного героя, вот это я понимаю – мужик! Чтобы исправить ситуацию и одновременно наказать детей за воровство, он недрогнувшей рукой продаёт все детские игрушки тому же старьевщику и покупает новые галоши гостям.

Я бы так не смог.

Самое забавное, что и торговец не промах. За 1 потрёпанную рваную галошу даёт 2 копейки, а за две новенькие – 3 копейки. И ему ничего за это не делается!

Вижу аналогичную ситуацию в современном мире, когда из бедного торговца вытряхивают душу за обман детей, да еще и жалобу в полицию накатают, что торгует с несовершеннолетними. А вот дети, скорее всего, отделаются лёгким испугом, «потому что ещё маленькие и ничего не понимают».

Но важнее здесь мораль

И о ней автор говорит прямым текстом:

«…даже и теперь иной раз, кушая мороженое, я ощущаю в горле какое-то сжатие и какую-то неловкость. И при этом всякий раз, по детской своей привычке думаю: «Заслужил ли я это сладкое, не соврал ли и не надул ли кого-нибудь?»

Ведь это так правильно и логично! Если человек отобрал у кого-то, то правильно будет, что в наказание отберут у него тоже.

Представьте только, что Вася Пупкин обманул Федю Губовича. Продал плохой товар, или просто надул, забрав деньги. Васю Пупкина наказывают – сажают в тюрьму на сколько-то там лет. Но Феде от этого не холодно и не жарко.

А что было бы, если бы в наказание не сажали, а изымали семейное имущество? Украл чиновник чьи-то пенсии – отобрали загородные дачи. Увёл в офшор активы – изъяли все счета. И всё это – прилюдно и официально. Сколько отобрал – столько и верни.

Ведь игрушки для Лёли и Миньки – то же имущество, те же деньги взрослых.

Или же это жестоко и ушло в прошлое вместе с советскими временами? Как считаете?

Понравился анализ? Ставь лайк и подписывайся на канал!
Весь список литературы можно найти здесь
Сказки
3041 интересуется