Проблема порчи городского имущества, или так называемого городского вандализма, для дагестанской столицы стара, как мир. Подожженные мусорные баки, украденные урны, поломанные или выдернутые с «корнем» скамейки, разбитые фонари на искареженных столбах и другая «жизнедеятельность», сводящая на нет все попытки хоть как-то облагородить город.
В прошлом году в одном из дворов на проспекте Акушинского в районе Цумадинского рынка появился сквер. Пока без деревьев, кустарников и другой зелени, но с выложенной плиткой, новыми красивыми скамейками, коваными урнами и фонарными столбами. Но счастье здешних жильцов длилось недолго. Отсюда начали исчезать скамейки и даже фонари.
Местная жительница в разговоре с корреспондентом «МИ» пожаловалась, что кто-то решил испортить единственный благоустроенный участок в этой части города.
«Я живу в Семендере, недалеко отсюда. Во всей округе нам даже погулять, посидеть негде. Приходим на прогулку с детьми сюда. Очень радовались, что такое место появилось. Здесь гуляют мамы с колясками, маленькие дети на самокатах катаются. На фоне нашего бездорожья и давно разбитого асфальта во дворах соседних многоэтажек даже этот небольшой участок с уложенной плиткой – большое спасение для жильцов. Здесь живет очень много людей, но вокруг нет ни одного парка и даже сквера. И красть установленные для народа скамейки и фонарные столбы – это очень постыдно. На днях все восстановили, но надолго ли этого хватит?» – пожаловалась местная жительница Аминат Ильясова.
ПОРТЯТ, НО МЕНЬШЕ
Комментируя ситуацию «Махачкалинским известиям», заместитель главы Махачкалы Мурад Алиев, курирующий вопросы жилищно-коммунального хозяйства города, подчеркнул, что в настоящее время ситуация не столь критична, как это было еще несколько лет назад.
«Сегодня ситуация все же изменилась. Нельзя сказать, что это происходит сплошь и рядом. Но, конечно, проблема присутствует. И не только в парках и скверах, но и на городских улицах и тротуарах. Часто в результате автомобильных аварий машины повреждают бордюры, фонарные столбы, ограждения и другое имущество.
Также случаи с порчей городского имущества в парках, хотя и не так часто, но тоже имеют место быть. Например, в прошлом году в сквере им. Кирова на проспекте Гамидова, в котором прошла реконструкция по программе “Комфортная городская среда”, вырывали новые урны для мусора, ломали скамейки…», – рассказывает Мурад Алиев.
Что касается поисков нарушителей и наказания за содеянное, то до сих пор, по словам заместителя главы города, чаще всего, хоть этих людей правоохранительные органы и находили, все заканчивалось примирением сторон и возмещением причиненного вреда.
«Было, что человек восстанавливал то, что испортил. Но чтобы возбуждались административные дела – таких случаев не было», – отметил чиновник.
ЛОМАЮТ СКАМЕЙКИ, РАЗБИВАЮТ ФОНАРИ…
О том, что масштабы проблемы на сегодняшний день не такие внушительные, говорит и врио начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Махачкалы Узумгаджи Омаров. Однако, как и раньше, излюбленной «мишенью» городских вредителей остаются парки, отмечает начальник городского УЖКХ.
«Иногда на Родопском бульваре ломают скамейки, разбивают фонари. В своей текущей работе мы все восстанавливаем. С началом осени всего этого стало поменьше. Наверное, это связано с тем, что у подростков и молодых ребят начались занятия в школах и других учебных заведениях. Видать, на уроках дети сидят», – называет возможную причину Узумгаджи Омаров.
По словам врио начальника городского Управления ЖКХ, кража урн разными «коммерческими структурами» по-прежнему практикуется.
Еще одна сторона проблемы – вездесущие махачкалинские коровы, которых можно «застать врасплох» не только на мусорках, но и в городских скверах, пощипывающими посаженную там травку. Так, рогатых друзей человека часто можно заметить в сквере на проспекте Акушинского и даже на Аллее мастеров.
В этом случае городским службам остается только их разгонять, комментирует Узумгаджи Омаров. «У нас другого влияния на них нет», – констатирует чиновник.
Что касается математических расчетов, какой материальный ущерб городу наносится его жителями и гостями подобным вредительством, то специальных подсчетов УЖКХ не ведет, говорит собеседник «МИ».
«Не было такой цели – посчитать, но перед проведением в городе массовых мероприятий мы все разбитое, испорченное, вырванное, поломанное восстанавливаем», – отметил врио начальника городского УЖКХ.
БЕССЛАВНАЯ ИСТОРИЯ
Однако бытовым воровством урн и порчей другого муниципального имущества проблема не ограничивается. В истории вандализма на территории дагестанской столицы немало «ярких» эпизодов. Ровно три года назад, в октябре 2015-го, неизвестные разрушили десять надгробий на махачкалинском кладбище. В числе мест захоронений, на которые посягнули вандалы, было и надгробие на могиле участника Великой Отечественной войны.
В том же году, но уже в ноябре, городские вредители разбили только установленный на Родопском бульваре арт-объект «Я люблю Махачкалу». Более того покусились и на «святое», сместив постамент в виде открытой книги с цитатой тогдашнего Главы республики Рамазана Абдулатипова.
Несколько лет назад, как говорят и городские чиновники, ситуация была действительно хуже. Наверное, многие горожане помнят, как в 2015 году, в канун торжеств, приуроченных ко Дню Победы, за одну ночь было украдено 30% цветов, посаженных на Родопском бульваре. Комментируя тогда случившееся, городские власти отмечали, что подобного масштаба хищение произошло впервые. Крали и раньше, по 10-20 штук, но чтобы в таких объемах и за один раз...
В тот период в «моде» было еще и массово разбивать плафоны-шары на торшерных светильниках в парках. Да и порча урн процветала. В год приходилось менять по 200-300 штук, рассказывали тогда городские коммунальщики.
Последний громкий акт вандализма в дагестанской столице случился в мае текущего года. Неизвестные «деятели искусства» посягнули на здание Даггосфилармонии. На фасаде памятника архитектуры, в настоящее время переживающего и без того не лучшие дни, появилось граффити с надписями «Опять» и «Mute», однако такая самодеятельность пришлась по душе далеко не всем горожанам.
Бэла БОЯРОВА