Пречистенка — одна из самых красивых улиц Москвы. Здесь такое количество памятников архитектуры, что не успеваешь смотреть по сторонам. Пречистенка богата на городские усадьбы — с XVIII века здесь жили аристократы. Многие дома погибли во время пожара 1812 года и отстраивались заново во вкусе новых хозяев — разбогатевших купцов и фабрикантов. С конца XIX века Пречистенка стала застраиваться доходными домами. И сейчас она не утратила своего великолепия.
1. Городская усадьба В. В. Суровщикова
Небольшой двухэтажный особняк с чугунным балконом — лишь флигель, перестроенный в 1857 году. Главный усадебный дом не сохранился.
2. Городская усадьба В. А. Всеволжского
Всеволоду Андреевичу Всеволжскому (1769–1836) досталось в наследство огромное состояние дяди — екатерининского вельможи. Он строил заводы, покупал имения, ни в чём себе не отказывал и даже содержал семью своей замужней возлюбленной — княгини Екатерины Матвеевны Хованской. Современникам он запомнился хлебосольством и пышными праздниками.
В его именины в комнатах устраивалась "ярмарка" самая разнохарактерная: в залах между тропической зеленью были устроены лавки с разными товарами и буфеты, в которых заседали разные народности, продавая произведения своей страны. Эти лавочки и импровизированные караван-сараи прихотливо освещались различными фонариками. Там сидели китайцы, персияне, турки, армяне — все костюмы продавцов были строго выдержаны. Где дымились самовары и чайники, сидели китайцы и китаянки; где подавалось мороженое — сторожили камчадалы, кутаясь в свои оленьи дохи. Персияне подносили фисташки и сушеные фрукты, турки разносили кофе, шербет и подавали дымящие кальяны и трубки с турецким табаком. Ярославки и ярославцы в своих национальных костюмах потчевали гостей сбитнем, бубликами и медовым квасом.
М. И. Пыляев. "Замечательные чудаки и оригиналы".
Его сыну Никите Всеволжскому Пушкин посвятил одно из своих стихотворений:
Прости, счастливый сын пиров,
Балованный дитя свободы!
Итак, от наших берегов,
От мертвой области рабов,
Капральства, прихотей и моды
Ты скачешь в мирную Москву,
Где наслажденьям знают цену,
Беспечно дремлют наяву
И в жизни любят перемену.
Разнообразной и живой
Москва пленяет пестротой,
Старинной роскошью, пирами,
Невестами, колоколами,
Забавной, легкой суетой,
Невинной прозой и стихами.
<...>
С 1864 по 1933 год в особняке располагался штаб Московского военного округа. На доме можно найти мемориальную доску, посвящённую боям красных с белогвардейцами в октябре 1917 года. Сейчас усадьбу занимают военные контрразведчики.
3. Дом генерала Орлова
В основе перестроенного в середине XIX века особняка — палаты конца XVII века. В 1830-х домом владел генерал Михаил Фёдорович Орлов — декабрист, герой Отечественной войны 1812 года, знакомый Пушкина.
4. Городская усадьба Лопухиных (Музей Л. Н. Толстого)
Одна из лучших московских усадеб в стиле ампир построена в 1817–1822 годах . Главный дом со строгим ионическим портиком — деревянный.
С 1920 года в усадьбе располагается Музей Л. Н. Толстого. Писатель здесь никогда не жил, особняк просто понравился создателю музея Валентину Булгакову (в 1923 году он эмигрировал в составе "философского парохода", в 1948 году вернулся и был хранителем Дома-музея Л. Н. Толстого в Ясной Поляне).
Весь дом вообще был уже разорен и страшно запущен. Мебель из незанятых комнат исчезла неизвестно куда, без остатка, до последнего стула. Сохранились лишь две-три прекрасные стильные люстры на потолках, равно как неповрежденной оказалась, к счастью, и чудесная старинная роспись потолков, — иначе говоря, уцелело то, до чего нельзя было достать рукой.
В. Ф. Булгаков. "Как прожита жизнь".
5. Городская усадьба Хрущевых (Музей А. С. Пушкина).
Ещё один "послепожарный" ампирный особняк построен по проекту того же архитектора, что и предыдущий (А. Г. Григорьева). У него два "лица" — два главных фасада.
С 1961 года в особняке размещается Музей А. С. Пушкина. На Пречистенке жили многие друзья и знакомые поэта, но был ли он в этой усадьбе — неизвестно. Тем не менее, это прекрасный музей «пушкинского времени».
6. Усадьба А. И. Коншиной (Дом учёных)
Усадьба существовала здесь с начала XVIII века и принадлежала известным фамилиям: Архаровым, Нарышкиным, Мусиным-Пушкиным. В 1865 году её владелицей становится Александра Ивановна Коншина — жена миллионера и промышленника Ивана Коншина. При ней усадьба была полностью перестроена в 1910 году архитектором Гунстом.
С 1922 года в усадьбе размещается Дом учёных Российской академии наук.
7. Городская усадьба Д. В. Давыдова
Этот великолепный особняк известен как усадьба Дениса Давыдова – поэта, партизана, героя Отечественной войны 1812 года. На самом деле он принадлежал его жене. Денис Давыдов жил здесь недолго: с 1835 по 1841 год.
Д. В. Давыдов – А. С. Пушкину: "У меня есть каменный, огромный дом в Москве, окно в окно с пожарным депо. В Москве давно ищут купить дом для Обер-полицмейстера – я предлагаю мой, – вот о чем речь в моей челобитной. Ты можешь напечатать её в "Современнике".
В дни былые сорванец,
Весельчак и веселитель,
А теперь Москвы строитель,
И сенатор, и делец,
О мой давний покровитель,
Сохрани меня, отец,
От соседства шумной тучи
Полицейской саранчи,
И торчащей каланчи,
И пожарных труб и крючий.
То есть, попросту сказать:
Помоги в казну продать
За сто тысяч дом богатый,
Величавые палаты,
Мой пречистенский дворец.
Тесен он для партизана:
Сотоварищ урагана,
Я люблю, казак-боец,
Дом без окон, без крылец,
Без дверей и стен кирпичных,
Дом разгулов безграничных
И налетов удалых,
Где могу гостей моих
Принимать картечью в ухо,
Пулей в лоб иль пикой в брюхо.
Друг, вот истинный мой дом!
Он везде, — но скучно в нем;
Нет гостей для угощенья.
Подожду... а ты пока
Вникни в просьбу казака
И уважь его моленье.
1836
8. Московское пожарное депо
В этом здании с 1835 года находилось Центральное пожарное депо. Дом был перестроен после Отечественной войны 1812 года, затем в 1840-х годах. Когда-то над ним возвышалась пожарная каланча. Особняк и сейчас является главным штабом московских пожарных, его можно посетить с экскурсией.
9. Дом Долгоруких
Как одно из самых красивых зданий Москвы эта усадьба попала в «Архитектурные альбомы» М. Ф. Казакова. В XIX веке она была перестроена, главный дом соединён с флигелями крытыми галереями с колоннадой.
С 2001 года усадьбу занимает музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств — галерея искусств Зураба Церетели и ресторан "Галерея Художника".
10. Особняк В. Д. Коншина
Дом отличается пышным декором в стиле эклектики. Прекрасен кованый фигурный балкон. В 1921–1924 годах в особняке была хореографическая студия Айседоры Дункан. Здесь вместе с ней жил Сергей Есенин.
— Что с тобой, Сергей, любовь, страдания, безумие?
Он посмотрел на меня исподлобья и сказал тихо, запинаясь и тяжело вздыхая:
— Не знаю. Ничего похожего с тем, что было в моей жизни до сих пор. Айседора имеет надо мной дьявольскую власть. Когда я ухожу, то думаю, что никогда больше не вернусь, а назавтра или послезавтра я возвращаюсь. Мне часто кажется, что я её ненавижу. Она — чужая! Понимаешь, совсем чужая. Смотрю на нее, и мне почти смешно, что она хочет быть моей женой. Она?! На что мне она? Что я ей? Мои стихи... Мое имя... Ведь я Есенин... Я люблю Россию, коров, крестьян, деревню... А она любит греческие вазы... ха... ха... ха... В греческих вазах моё молоко скиснет... У неё такие пустые глаза... Чужое лицо... жесты, голос, слова — всё чужое!..
И всё-таки я к ней возвращаюсь. Она умна! Она очень умна! И она любит меня. Меня трогают её слезы, её забавный русский язык... Иногда мне с ней так хорошо! По-настоящему хорошо! Когда мы одни... Когда мы молчим... или когда я читаю ей стихи. Не удивляйся, я прочел ей много стихов, она понимает их, ей-Богу, понимает. Своей интуицией, любовью... Она меня очень любит. Не думай, что я из-за денег, из-за славы!.. Я плюю на это! Моя слава больше её! Я — Есенин! Денег у меня было много и будет много, что мне нужно — её?! Всё это мерзкие сплетни! Это всё завистники, желающие половить рыбку в мутной воде!
Всё это меня оскорбляет. Я ко всем холоден! Она стара... ну, если уж... Но мне интересно жить с ней, и мне это нравится... Знаешь, она иногда совсем молодая, совсем молодая. Она удовлетворяет меня и любит и живет по-молодому. После неё молодые мне кажутся скучными — ты не поверишь.
— Почему же ты тогда от неё убегаешь?
— Не знаю. Не нахожу ответа. Иногда мне хочется разнести всё в Балашовском особняке <на Пречистенке>, камня на камне не оставить. И её в пыль!
Е. Я. Стырская. "Поэт и танцовщица".
11. Городская усадьба Тучковых (Академия художеств)
В первой половине XIX века усадьбой владел Сергей Павлович Потёмкин (1787–1858). Он и его жена Елизавета Петровна Трубецкая были посаженными родителями на свадьбе Пушкина с Натальей Гончаровой.
Современный фасад с барочным декором особняк приобрёл в 1871 году. В начале XX века усадьба перешла Ивану Абрамовичу Морозову, и Лев Кекушев перестроил его под картинную галерею. После революции коллекцию Морозова национализировали. Сейчас его картины хранятся в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Эрмитаже и Третьяковской галерее. В 1948 году в особняк въехала Академия художеств СССР.
Столовая довольно шикарная, потолок дубовый, вся… в готическом стиле, огромный камин. Висят картины Гогена, Ван Гога, Пикассо. Через коридорчик мы прошли в довольно большую комнату, где висели Сезанн, Ренуар… Дальше зала с верхним светом с панно Мориса Дени. Зала эта бесподобна…После смотрели кабинет, там висят картины уже русских художников: Коровина, Головина, Серова.
Л. А. Соколова. «Московский модерн в лицах и судьбах».
В особняке есть "стальная комната" — несгораемая кладовая, куда можно было спрятать картины и другие ценности. После революции в ней был устроен архив рукописей Льва Толстого (деревянный дом Лопухиных, где разместился Музей Л. Н. Толстого, для этого не подходил). В 1920-х годах в кладовой хранилась знаменитая картина В. М. Нестерова "Святая Русь".
Не помню, сам ли М. В. Нестеров или кто-нибудь по его поручению вел со мной предварительные переговоры о принятии на временное хранение в несгораемой кладовой Толстовского музея одной его картины: она по сюжету не отвечала духу времени, и Нестеров опасался, как бы, при обнаружении картины в его мастерской, она не была конфискована или уничтожена... Картина в огромном рулоне была привезена на Кропоткинскую, 21, самим Нестеровым с молодым художником... В их присутствии я уложил рулон, даже не развертывая его, в колоссальный морозовский деревянный сундук для тканей и драгоценностей. Там он и пролежал года два. И только перед моим отъездом за границу Нестеров, с тем же молодым художником-помощником, явился снова, чтобы забрать свою драгоценность.
В. Ф. Булгаков. "Как прожита жизнь".
12. Городская усадьба Охотниковых (гимназия Л. И. Поливанова)
Особняк в стиле московского классицизма был построен после пожара 1812 года. Его особенность — восьмиколонный тосканский портик, который поднят на уровень второго этажа. Колонны тоже необычны: каннелюры (вертикальные желобки) есть только на их нижней части.
В 1882 году в особняке разместилась мужская гимназия Поливанова — одна из самых престижных в Москве. Сейчас его занимают Детская художественная школа имени В. А. Серова и Детская музыкальная школа имени В. И. Мурадели.
Поливанов умел внушить ученикам гимназии серьёзное отношение к учению: все как один человек <...> относились к науке как к настоящему делу, а не как к скучной повинности.
В. Я. Брюсов. "Дневники. Автобиографическая проза. Письма".
13. Городская усадьба П. А. Самсонова
Деревянный дом с мезонином был построен в 1813–1817 годах. Его украшает коринфский портик и лепнина второй половины XIX века. В начале XX века особняк купил железнодорожный магнат Николай Карлович фон Мекк (расстрелян в 1929 году).
Лучшие строители и мастера были приглашены, чтобы привести дом в порядок, не нарушая его исторического стиля. Во всем доме было установлено центральное отопление и пристроен гараж. Но тогда только мы в городе имели автомобили по одному на каждого члена семьи.
Галина фон Мекк. "Как я их помню".
Если Вы ещё не гуляли по Пречистенке — не спеша, с удовольствием, — обязательно сделайте это, и Москва раскроется во всей своей красе.
До встречи на канале!