При оплате по банковской карточке в магазине изредка может возникнуть ситуация, когда деньги с карты спишутся, вам придет смс об оплате, а кассовый аппарат вместо чека выдаст сообщение, что операция отклонена. Товар в этом случае продавец вам не отдаст. С его точки зрения “нет чека - нет и оплаты”. И со своей стороны будет прав. А вас попросит оплатить еще раз. Если ранее вы никогда не сталкивались с такой ситуацией, можно прийти в замешательство. С вашей точки зрения вы же заплатили.
Еще одна похожая ситуация - двойное списание с карты. Вы отдаете карту продавцу, продавец прокатывает карту через кассовый терминал, операция отклоняется, затем он прокатывает еще раз - и на этот раз успешно. Первый раз терминал операцию отклонил, но блокировка средств на вашей карте вполне себе могла случиться.
Почему это может произойти?
Причина возникновения таких ситуаций обычно банальна - технический сбой кассового оборудования в магазине. Технические ошибки иногда случаются по причине:
- прерывания связи с процессинговым центром,
- возникновения ошибки в работе программного обеспечения,
- появления вируса в сети, который блокирует нормальную работу оборудования и
- многих других.
В результате во время обработки вашей операции “виснет” терминал. Но деньги с карточки уже успевают заблокироваться. И вы видите смс, о том, что деньги потрачены. Тут все правильно - с точки зрения вашего банка транзакция прошла.
Что делать в этой ситуации?
Это обычная рядовая ситуация и паниковать не стоит. Конечно, неприятно, что с карты несправедиво сняли деньги. Но они не потерялись, и их можно вернуть.
Возврат денег вы можете сделать
- через точку, где покупали товар/услугу или
- через ваш банк.
Решать проблему, скорее всего, придется с вашим банком. А в магазине, что же делать, придётся ещё раз заплатить за товар, который хотите приобрести.
Попросите торговую точку выдать вам чек о невыполнении транзакции. Он может ускорить последующее расследование в банке. Обойтись можно, конечно, и без него.
Замечу, что после любой покупки по карте денежная сумма не списывается сразу, а лишь блокируется. Фактическое списание происходит только через несколько дней. Поэтому пока деньги находятся "в блоке", можете обратиться в ваш банк и оставить заявку на разблокировку.
Кстати, в некоторых случаях, если банк-эквайер, обслуживающий магазин, видит лишние списания, то он сам может вернуть деньги. Часто он это делает при “двойных” списаниях. Поэтому в случае сбоев лучше оплатить ту же самую покупку той же карточкой еще раз, а не наличными. Сумма во второй раз будет списана та же самая и для банка такая ситуация намного очевиднее. В этом случае деньги обратно вы можете получить раньше.
Если через 4-5 дней спорная сумма все же спишется фактически, придется оспаривать транзакцию.
Для начала можете взять выписку со счета в вашем банке и обратиться в точку, где осуществляли покупку. Если там пойдут вам навстречу, можно рассчитывать на возврат средств за 3-4 рабочих дня. Но скорее всего сотрудники магазина посоветуют вам обращаться в банк.
В этом случае в банке вам понадобится написать претензию о несогласии с операцией. И дальше с ситуацией уже будете разбираться не вы, а ваша банковская организация. Но процедура оспаривания, конечно, займет время. Обычно на нее уходит около 30 дней. Ваш банк запросит подтверждение операции у банка-эквайера, обслуживающего магазин. А так как чек терминал не выдал, то и подтвердить операцию магазину будет нечем - и вам вернут деньги.
Минусы оспаривания транзакции
- Расследование может затянуться на весьма продолжительное время. Тут как повезет. В среднем на оспаривание спорной транзакции уходит месяц, но иногда банки возвращают зависшие средства за несколько дней, а иногда и за несколько месяцев. И в течение этого времени у вас не будет возможности пользоваться списанной суммой - вашими же деньгами. Если это небольшая сумма, то вообщем-то ничего страшного, а если большая …
- Придется тратить свое личное время и посещать банковское отделение. Хотя в некоторых банках подать претензию можно и онлайн, во многих случаях вам придется идти в банковский офис.
Но несмотря на минусы есть один большой плюс - если покупатель прав, опротестовывание решается в его пользу и деньги возвращаются.