Последние недели явственно указывали на то, что в стране грядут какие-то серьезные перемены. Нельзя сказать, что они были спровоцированы повышением пенсионного возраста, скорее само это повышение нужно рассматривать как еще один отчетливый признак перемен. Общество внезапно перестало молчаливо и послушно одобрять любых кандидатов от «Единой России», даже если их публично поддерживает президент. Рейтинг самого Путина существенно снизился. Система выборов через т.н. фильтры совершенно очевидно зашла в тупик. Почти никто не ждет экономического роста на фоне дальнейшего ухудшения отношений с Западом и угрозы введения всё новых и новых санкций. А тут еще бурление на Северном Кавказе с усилением и без того опасно усилившегося за последние годы главы Чечни Рамзана Кадырова, который будто почувствовал ослабление федерального центра.
И вот, наконец, глава Конституционного суда предлагает внести изменения в действующую Конституцию. В то, что 75-летний Валерий Зорькин, возглавляющий КС уже более 17 лет, действительно, настроен на либерализацию сложившегося политического режима, может поверить только наивный. Напомню, что в декабре 2017 года Валерий Зорькин выступилпротив расширения свободы в России. По его словам излишняя свобода «подрывает моральные основы общества». В сентябре 2014 года Валерий Зорькин назвал крепостное право «главной скрепой, удерживающей внутреннее единство нации». Дарование личных свобод крестьянам, по его мнению, было ошибкой и способствовало, в конечном счете, революции. В декабре 2014 года глава КС выступил за ограничение социальных прав россиян, так как это «необходимо для защиты конституционных ценностей общего блага». По его мнению, содержание закрепленного в ст. 7 Конституции РФ понятия «социальное государство» раскрыто в других статьях таким образом, который отнюдь не обязывает государство удовлетворять жизненные потребности каждого человека». В мае 2017 года Зорькин подверг критикеправозащитников, заявив, что защита прав человека не должна создавать угрозу государственному суверенитету и разрушать религиозную идентичность общества и т.д.
За последние годы Зорькин много чего успел наговорить, и его очередное напоминание об опасности новой революции в России можно воспринимать только в одном ключе — любые изменения в Конституции наверняка ударят по остаткам прав и свобод российских граждан и будут направлены на то, чтобы ослабить протестные настроения и усилить пошатнувшийся режим. Профессор Валерий Соловей напомнил свой старый текст о планируемой конституционной реформе, предполагающей формирование новой конфигурации государственной власти и управления и введение государственной идеологии. Одна из задач этой реформы также заключается в законодательном оформлении пожизненной власти Путина (решение т.н. проблемы 2024 года) и несменяемости режима. Ожидается, что будет убран раздел о приоритете международных договоров, которым пока еще не должны противоречить национальные законы; кроме того, по всей видимости, как-то будет подчеркнута особая скрепоносная роль традиционных конфессий и РПЦ.
Получится ли у власти на этот раз виртуозно закрутить гайки без масштабного общественного сопротивления? Думается, что в условиях снижения уровня благосостояния, вносить подобные изменения в Конституцию крайне опасно. Только если опять не будет разыграна карта всеобщего страха, связанного с опасностью войны и терроризма. Все последние серьезные удушения прав и свобод были связаны как раз с этим. Но и этот проверенный путь дезорганизации гражданского общества также может быть чреват хаосом, поскольку люди и так слишком долго живут в состоянии стресса и ожидания угрозы. Рано или поздно власть может утратить в глазах масс образ пусть и своенравного, но все же защитника, и превратиться в главного виновника всех бед и неурядиц. Из отечественной и всемирной истории мы знаем, что от любви до ненависти один шаг.
Пишет Николай Подосокорский ( philologist)
2018—10—10 07:20:00
https://philologist.livejournal.com/