Настойчивые звонки и визиты коллекторов могут вывести из равновесия даже самого невозмутимого человека. Столкнуться с их потоком может даже тот, кто лично не имеет долгов, — телефон для связи мог оставить в банке близкий родственник или друг. Что делать в такой ситуации? Может ли жертва коллекторов как-то защитить свои права и избавиться от навязчивых звонков?
Что могут, а что не имеют права делать коллекторы
Сначала разберемся, кому, когда и как часто могут звонить коллекторы. Специальный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности…» от 03.07.2016 № 230-ФЗ устанавливает четкие правила на этот счет.
Коллекторы вправе звонить:
- непосредственно должнику;
- его родственникам, которых он указал при заключении кредитного договора;
- соседям, коллегам и др. лицам.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Звонить и посещать должника коллекторы могут только в том случае, если на это имеется его специальное согласие. То же касается и его родных, близких и знакомых людей. Обычно банки и МФО заботятся об этом при подписании кредитного договора — дают форму согласия на подпись должнику, которую он, не задумываясь о последствиях, подписывает.
Коллекторы могут звонить и посещать должников:
- в будние дни с 8:00 до 22:00, в выходные дни с 9:00 до 20:00;
- не чаще 2 раз в день, 4 раз в неделю, 16 раз в месяц.
Звонки могут совершаться только со специальных номеров, выделенных оператором для этой цели. Ставить антиопределитель номера коллекторам запрещено.
Что делать, если вы хотите прекратить звонки и визиты коллекторов
Если коллектор действует в рамках закона и вы действительно должны банку денег, вам нужно решать вопрос о звонках с кредитором (банком, предоставившим кредит). Обратитесь в банк с вашими предложениями по погашению долга. Возможно, вам пойдут навстречу и предложат реструктуризацию, снижение процентной ставки и иные варианты выхода из ситуации.
Если же вы уверены, что коллектор действует незаконно (звонит слишком часто, в ночное время, позволяет себе угрозы и оскорбления либо вы не давали согласия на такие звонки), следует предпринять следующие действия:
- Во время очередного звонка попросить коллектора представиться: назвать Ф. И. О., имя руководителя организации, от имени какого банка действует.
- Если коллектор общается грубо и позволяет себе угрозы, начать запись разговора, предупредив его об этом; сообщить звонящему, что его действия незаконны.
- Отозвать свое согласие на обращения коллекторов либо, если согласие не давалось, подать заявление об отказе общаться с коллекторами. Сделать это можно, лично обратившись в банк либо отправив письмо по почте или через нотариуса.
- Если подобные меры не подействовали и звонки продолжаются, далее можете смело обращаться с жалобой в Роскомнадзор. Жалобу можно подать как лично, так и в электронном виде на сайте Роскомнадзора.
- Кроме того, пострадавший от коллекторских атак может обратиться и в правоохранительные органы (полицию, прокуратуру), а также местный орган ФССП. За незаконные действия коллекторы могут быть привлечены к административной ответственности по чч. 1 и 2 ст. 14.57 КоАП РФ.
Итак, справиться с таким неприятным явлением, как навязчивые звонки коллекторов, вполне по силам каждому. Главное — знать о своих правах и вести себя корректно и уверенно.