Рассказывают, что в 1960-х годах в СССР, в каждом доме, а то и в каждом подъезде существовала своя бит-группа, и каждый уважающий себя парень должен был уметь играть на гитаре. При таком массовом энтузиазме не мог не родиться в нашей стране какой-нибудь особенный, только нам присущий стиль музыки, дотоле неведомый. И такой стиль появился. Это – уникальный саунд советских вокально-инструментальных ансамблей, ставший доминантой 1970-х годов. Его отец – биг-бит. А мать - традиционная мелодика русской народной песни. Новый стиль был рожден на излучине, у слияния этих двух мощных потоков. В дальнейшем этот стиль взрослел и видоизменялся, вбирая в себя ритмы джаз-рока, хард-рока и диско, но, как бы ни менялись времена, стили и ритмы, одно его качество оставалось во все времена неизменным: национальные интонации.
ВИА или вокально-инструментальный ансамбль – это техническое название, которое было придумано для... бухгалтерии, чтобы понимать, кому, за что и сколько платить денег. Если у музыкантов-аккомпаниаторов была тогда ставка 5 рублей за концерт, то поющим музыкантам платили уже по 7 рублей 50 копеек за концерт, независимо от количества зрителей. А за выступление на стадионе ставка удваивалась. По всей видимости, название "ВИА" было временным, но, как известно, не бывает ничего более вечного, чем временное название. Вначале оно служило знаком того, что та или иная группа работает в филармонии и официально получает зарплату, а потом вокально-инструментальными ансамблями стали называть все составы, даже любительские, в которых музыканты поют и играют на инструментах.
Давно уже идет спор о том, кто был первым официальным советским вокально-инструментальным ансамблем? Проведя некоторые исторические изыскания, удалось выяснить, что первым официальным ВИА, по всей видимости, стал популярный питерский рок-состав «Авангард-66».
...В декабре 1964 года трубач и тромбонист Александр «Алик» Петренко собрал джазовый секстет, в который также вошли Владимир Антипин (труба, тромбон), Евгений Броневицкий (корнет, тромбон), Борис Самыгин (флейта), Лев Вильдавский (ф-но) и Евгений Маймистов (барабаны). Ансамбль (тогда еще безымянный) выступал в популярном джаз-клубе «Квадрат» и на студенческих вечеринках, концерты с его участием пользовались успехом, поскольку Петренко зарекомендовал себя весьма изобретательным аранжировщиком. Но музыка The Beatles и их коллег по Британскому нашествию, добравшись до берегов Невы, послужила для того, чтобы участники секстета забросили духовые и начали в спешном порядке осваивать гитары. На этом этапе их силы распределились следующим образом: Алик Петренко, Борис Самыгин и Евгений Броневицкий пели и играли на гитарах, Владимир Антипин пел и играл на бас-гитаре, Лев Вильдавский осваивал новые партии клавишных, а Евгений Маймистов стучал на барабанах.
Уже следующий Новый год принес группе чудесные подарки. Успешно отыграв новогодние концерты в популярном в Ленинграде кафе «Ровесник», которое в народе почему-то называли «Серая лошадь», в январе 1966 года ансамбль получил постоянный ангажемент в недавно открывшемся молодежном кафе «Эврика». Находилось оно на проспекте Энергетиков, на самой окраине тогдашнего Питера, однако, вскоре стало центром притяжения интересов всей модной молодёжи города. Тогда же, предчувствуя большой успех, музыканты добавили в название группы цифры наступившего года – 66. Теперь группа стала называться «Авангард-66».
Однако не все шло гладко. Весной у музыкантов начались в "Эврике" серьезные проблемы.
«В «Эврике» мы отработали три месяца, - рассказывал бас-гитарист Владимир Антипин. - Ажиотаж был жуткий, поскольку тогда практически никого больше не было в этом жанре. Весь Невский, весь университет ломился туда. Но на очередном совещании Калининского райкома КПСС нам сказали: «Марш отсюда! И чтобы никаких выступлений больше не было!»
На помощь молодой группе поспешил Игорь Петренко, старший брат гитариста Алика Петренко, давно уже работавший на профессиональной сцене. Он замолвил за ребят слово перед директором Донецкой облфилармонии А.Омельченко и вскоре вместе с ним прилетел в Ленинград. Прямо в квартире Алика Петренко состоялось прослушивание (габариты старой петербуржской квартиры позволяли это сделать), за которым последовало приглашение на работу в Донецк.
На работу в филармонию музыканты уехали вчетвером - Александр Петренко (гитара), Владимир Антипин (бас-гитара), Евгений Маймистов (ударные) и Борис Самыгин (гитара). В это время из Львова прилетела жена Игоря Петренко – певица Изабелла Кереши, которая пожелала войти в программу. В связи с этим получился объединённый плакат: Вокально-инструментальный ансамбль «Авангард» при участии Изабеллы Кереши (дипломанта всесоюзного конкурса артистов эстрады).
«3 мая мы прилетаем в Донецк! – вспоминает Александр Петренко. - Нас радушно принимают, поселяют в гостинице «Донбасс», которая находится через площадь от основной базы – концертного зала и дирекции филармонии, - и оформляют на работу. Мы получили то, к чему стремились – начали работать как гастрольный ансамбль и выступать на концертных площадках страны » .
Так впервые в СССР на концертной афише официально появилась название – Вокально-инструментальный ансамбль «Авангард». Можно с уверенностью сказать, что с этой даты – 3 мая 1966 года - началась эпоха ВИА в СССР.
...Во время небольшой паузы в гастролях, когда музыканты ансамбля отдыхали в Донецке, в город с концертами приехала бригада минских артистов во главе с популярным в те времена конферансье и пародистом Виктором Синайским. Питерцы отправились посмотреть на выступление коллег из Белоруссии и на концерте познакомились с клавишником, который оказался еще и отличным певцом. Его звали Юрий Антонов.
Вспоминает Владимир Антипин: «После концерта мы посидели, выпили, послушали какие-то фирменные записи. И Юра там прокричал очень высоко несколько нот. А у нас всегда были проблемы с первым тенором. И мы пригласили его к себе в ансамбль. Через какое-то время он, уволившись из Минской филармонии, приехал прямо к нам на гастроли в Куйбышев и стал с нами работать...»
5 апреля 1967 года «Авангард-66» вернулся в Ленинград. В родном городе ребят, возмужавших в гастрольных поездках, встретили как героев. Именно в Питере Юрий Антонов впервые ощутил вкус славы.
Но самые большие перемены в судьбу популярного питерского ансамбля «Авангард-66» принес 1968 год.
В один из весенних дней Алику Петренко позвонил Иосиф Владимирович Вайнштейн и предложил «Авангарду-66» войти в состав его джаз-ансамбля. Он также поведал, что решил перейти со своим биг-бэндом на работу в Ленконцерт и стать гастрольным коллективом. Музыканты согласились без промедления и уже 5 марта оформились в Ленконцерт.
«Когда нас пригласили поработать с оркестром И. В. Вайнштейна, - рассказывает Владимир Антипин, - это было достаточно интересно, потому что в то время в Англии группы типа «Fortunes» уже записывались с большими оркестрами. Вот и мы решили попробовать…»
«Приятно было исполнять песню «Вот солдаты идут», - говорит Александр Петренко, - для которой я сделал аранжировку на биг-бэнд, и чувствовать за спиной его мощное и живое дыхание».
Гастрольная работа с оркестром Вайнштейна была весьма презентабельной, и поначалу увлекла ребят. Кроме того, они завели в оркестре знакомства, некоторые из которых в дальнейшем станут поистине судьбоносными. Так именно здесь они познакомились и подружились с Всеволодом Новгородцевым, который играл на тенор-саксофоне. Но исподволь возникло очередное противоречие.
«Стабильное состояние и чёткие рамки большой концертной программы нас сковывали и не позволяли развиваться и двигаться вперёд, - рассказывает Александр Петренко. - Это, в конце концов, вызвало очередное неудовлетворение. Желание быть независимыми, не работать у кого-то, а существовать как значимая, полностью самостоятельная, группа, с чего мы, собственно, и начинали, заставило нас оставить прекрасный оркестр».
1 сентября 1968 года музыканты «Авангарда-66» ушли от Вайнштейна. Немаловажную роль в этом сыграл администратор оркестра Григорий Яковлевич Гельбо, который предложил музыкантам поехать работать в Читинскую филармонию .
«Григорий Яковлевич давно присматривался к нам, - вспоминает Александр Петренко, - и в конце концов он предложил нам работу от Читинской филармонии на хороших условиях, в качестве самостоятельного ансамбля. Мы бурно обсуждали это предложение, прикидывали все обстоятельства и возможности. Но концерт имеет два отделения, и я позвонил брату с предложением создать общую программу и работать от Читы. Игорю понравилось такая идея, и уже вскоре, прихватив за компанию Валентина Милевского, клавишника из джаз-оркестра И.В.Вайнштейна, мы покинули европейскую часть страны и отправились за озеро Байкал, где начинается новый этап нашей жизни».
Так на свет появился ВИА «Добры Молодцы».