Мы уже рассказывали про австрийский армейский внедорожник вагонной компоновки Pinzgauer. Машина, о которой мы поведаем сегодня, хоть и похожа настолько, что их легко спутать, ничего общего с "буханкой из Австрии" не имеет. Это совершенно другой автомобиль - технически, исторически, территориально. На самом деле, он является прямым наследником Volvo Sugga, о котором была прошлая статья.
Поговорим о Volvo Laplander!
Немного истории
Sugga TP-21 (хоть он и был классным) представлял из себя компромиссную модернизацию сильно устаревшей модели Volvo TPV m-43. Шведы хорошо понимали это и сразу стали готовить ему замену - полноприводный внедорожник с кабиной над передне осью. Разработку вели неторопливо, в лучших традициях шведской основательности. Начав в ранних 50х, и построив 90 предсерийных машин между 59 и 60, первые товарные машины они отгрузили лишь в 1963! Это и был Volvo Laplander в первой итерации. С индексами L3304, L3314, L3315. У индеков могли быть еще дополнительные буквы - SU- мягкая крыша, HT-жесткая крыша.
Зато конструкция получилась удачной. В Лапландер заложено столько надежности и коррозионной стойкости, что списание этих автомобилей из армии началось совсем недавно. Шведские военные хотели получить долговечную технику, чтобы не тратить деньги на бесконечные ремонты или обновление всего парка. Такой уж подход!
Как пишет венгерское издание Totalcar (Csikos Szolt "made in csepel"):
При разработке машины, шведы ставили примерно те же цели и задачи, что и американские военные, когда создавали техзадание на Hummer. Только Хаммер - расточительное, неуклюжее животное по сравнению с этим Лапландером.
В 1974 появился сильно усовершенствованный C303. С более просторным кузовом несколько упрощенной формы и двигателем B30A в 125 л.с. Прежняя машина L3314 видоизменилась и преобразилась в модель С202, оставленную на конвеере ради продаж гражданским. C202 была немного дешевле, нежели довольно дорогая C303.
Экспорт шведской культуры.
Слова именно венгерского журналиста были приведены не случайно. В 1980х одна из модификаций Лапландера - C202, удешевлённая версия С303, превратилась из гражданской в цивильную и отправилась... на завод Чепель (известный производством грузовиков, велосипедов и мотоциклов "Паннония"). Такое расширение географии было вызвано двумя факторами:
- нехватка производственных мощностей Volvo в Швеции;
- попытка ещё большего удешевления.
К сожалению, проект "не пошёл". Из 3222 автомобилей модели С202 всего около тысячи было произведено в Венгрии.
Лапландер и автоспорт
В удивительном 1983, когда наша Lada Niva, подготовленная французской компанией Poch взяла Дакарское серебро, уступив только Гелендевагену под управлением Жаки Икса, Лапландер завоевал ЗОЛОТО в зачёте грузовиков до 10 тонн.