Мне отрадно, что хоть мой блог о путешествиях, всё же вы, мои читатели, весьма охотно читаете мои небольшие очерки об искусстве и культуре, которые я осмеливаюсь здесь публиковать на правах хозяина канала. А раз так, то я и дальше буду периодически делиться с вами тем, что меня цепляет и то, над чем я размышляю.
Сегодня очередная подборка картин, где художники балансируют на тонкой грани между жизнью и смертью. Надеюсь, вас, как и меня, эти картины не оставят равнодушными.
Солдат и смерть
Австрийский живописец Ганс Ларвин прожил непростую жизнь, и был официальным фронтовым художником Австро-Венгрии во время первой мировой войны. Он написал множество замечательных полотен, но самым известным, пожалуй, является "Солдат и смерть".
Судьба и предопределённость – вот основной мотив. Игра на контрасте видимого и не видимого. Храбрый солдат отчаянно сражается, отстреливаясь от врагов из окопа. Вокруг всё застлано дымом боёв. И он, как и все солдаты, надеется вернуться домой из кошмаров войны. Это – видимое. А невидимое для него – смерть, которая уже призывает его. И мы, находясь по другую сторону картины, можем только созерцать неизбежное, не в силах окликнуть солдата и изменить его судьбу...
Княжна Тараканова
Картина Флавицкого довольно далека от исторической правды, так как лжекняжна умерла от туберкулёза. Флавицкий же использовал "городскую легенду" о гибели Таракановой в Петропавловской крепости, во время наводнения. Да и сама "княжна" была к моменту смерти не такой прекрасной и цветущей особой. Так что картина написана "очень сильно по мотивам настоящей истории".
Но зная контекст, трудно остаться равнодушным. Молодая красивая авантюристка, чуть ли не возведённая в ранг принцессы своими поклонниками, встречает гибель в тёмной камере, куда вода устремляется (немного чересчур) мощным потоком. Тени и ужас на лице образуют контраст с ярким солнечным светом из окна – там, за решёткой, прекрасный светлый мир, полный возможностей, который через несколько минут судьба отнимет у честолюбивой девушки.
Отчаяние, желание жить – всё это легко читается на лице героини...
Смерть Сократа
Сама картина "Смерть Сократа" мало меня впечатлила. Она написана в традиционной для барокко манере, где нет живости. Каждый персонаж – актёр в сцене, который сильно "переигрывает" свою роль. Все позы "картинны" и напоминают дурную театральную постановку. Но это не вина художника, тогда так все рисовали.
Примечательна эта картина именно событием. Сократ добровольно согласился выпить чашу с ядом, доказав ученикам, что душа его бессмертна и он освободится от земных оков. Нужно заметить, что доказательства философа были изложены его учеником Платоном в диалоге "Федон" и являются весьма остроумными. Рекомендую прочитать.
Смерть комиссара
В отличие от "Смерти Сократа", которая прописана идеально, но не правдиво, "Смерть комиссара" прописана более небрежно (потому не нравилась мне в детстве), зато правдиво и потому нравится сейчас. Здесь всё как в песне "Отряд не заметил потери бойца". Шеренги солдат на марше подобны заведённой механической гусенице, которая не знает сострадания и жалости, а просто движется вперёд.
Видимо был бой, в котором получили ранение комиссар и ещё один солдат. Похоже, раны слишком серьёзные и привели к значительной потере крови. Посмотрите, как побелело лицо комиссара, в контрасте с лицом товарища, побагровевшего от натуги, силящегося поднять товарища. Всё тщетно. Хотя рука ещё сжимает винтовку, видно, что другая бессильно повисла и ноги тоже предали умирающего. Взгляд его приобрёл некоторую потусторонность, свойственную смертельно раненым. Второй боец упал и зовёт товарищей. Но "гусеница" слишком занята, чтобы вернуться и подобрать его...
Третье мая 1808 года в Мадриде
Картина Гойя цепляет. На ней изображено историческое событие – расстрел испанских повстанцев из числа городских ремесленников французскими оккупационными войсками. Грозно надвинулись, слившись общий вал французы. Лица у них опущены. Такое впечатление, что они не целятся, а стыдливо опустили головы, не решаясь посмотреть в глаза своим жертвам.
Те, кто ждёт казни закрываются в ужасе руками. Никто не хочет принимать смерть и не о таком конце они мечтали, живя на своей земле. Те же кого расстреливают, принял свою участь. Решимость и ненависть к карателям ясно читаются на их лицах...
***
Вот такой получился обзор. Ставь лайк, если было интересно. И не забудь подписаться на канал, чтобы не пропустить новый пост.
Тебе также может понравиться первая часть "мгновений до гибели"