Для материковой Британии уход из крупного политического союза не является чем-то новым. В 409 году, спустя более 350 лет после римского завоевания в 42 году нашей эры, остров вышел из-под контроля Римской империи.
Как и нынешний брексит, процесс отделения и его практические последствия для населения Великобритании в первые годы V века остаются неопределёнными.
Британия всегда была неоднозначной для Рима. Примерно в 415 году Св. Иероним назвал остров "плодородным тираном" (то есть узурпатором), а поздние римские авторы изображали череду восстаний в Британии, обычно подстрекаемых армией. Многие из них зарождались в провинции.
Около 407 года Константин III покинул Великобританию, взяв с собой оставшиеся воинские части.
Поздний римский писатель Зосимус тогда писал, что давление варварских захватчиков вынудило англичан отказаться от римского правления и жить, "больше не подчиняясь римским законам, а как им самим нравится", — эта фраза согревает сердце любого брекшитера.
Около 409 года этот эпизод, кажется, был концом римского правления в Великобритании. Никаких "римлян" не осталось, за исключением небольшого количества солдат, которые отправились на континент вместе с Константином III.
Вместо этого конец Римской Британии был, как и современный брексит, изменением отношений с отдалённой администрацией. Но как это изменение действительно повлияло на людей, которые жили на острове? И каковы были последствия?
Римская жизнь исчезает
Одной из замечательных вещей в первые десятилетия V века была очевидная скорость, с которой исчезли вещи, связанные с римской жизнью.
Первыми исчезли римские деньги. Монеты всегда поставлялись из Рима для оплаты того, о чём заботилось римское правительство, например, на содержание армии.
Последние монеты были отправлены в Великобританию в 402 году. Использование этих монет продолжалось в течение нескольких лет. Использовались старые монеты, но не делалось попытки ввести местные копии или заменить их другими деньгами. Это говорит о том, что не было спроса на небольшие изменения или сохранялась вера в чеканку из базового металла.
Промышленное гончарное производство, широко распространённое в IV веке, также исчезло около 420 года, в то время как виллы, некоторые из которых достигли пика величия в IV веке, сохранились как роскошные резиденции.
Города претерпели драматические изменения. Их монументальные общественные здания были заброшены начиная с III века. Признаки городской жизни исчезают почти полностью после 420 года.
Форты Адриановой стены, страдающие от того, что писатель шестого века Гильдас назвал "отвратительными ордами шотландцев и пиктов", по-видимому, превратились из римских гарнизонов в базы местных лидеров и ополчений.
Многие археологи утверждают, что изменение было более продолжительным и менее драматичным. Кроме того, наши собственные взгляды на то, что является и не является римским, могут не совпадать с теми, которые принадлежали людям, жившим в течение V века.
Понятие того, что было римским, было столь же сложным, как и "Британство" сегодня. Также ясно, что многие аспекты жизни средиземноморских римлян, такие как города и монументальное строительство, не распространились в Британии до такой степени, чтобы назвать их римскими.
Тем не менее, мы можем быть уверены, что люди быстро потеряли интерес к таким вещам, как монеты, мозаика, виллы, города и посуда.
Что было дальше
Хотя внешние силы, такие как варварское вторжение, часто обвиняются в конце римской Британии, часть ответа может заключаться в изменении того, как люди, жившие в Великобритании, рассматривали себя.
В течение V века, когда Британия больше не была частью Римской империи, быстро появились новые формы одежды, зданий, керамики и захоронений, особенно на востоке страны.
Это частично связано с приходом германских племён со всего Северного моря. Однако это изменение получило столь широкое распространение, что существующее население тоже должно было принять всё новое.
Как ни парадоксально, в Западной Британии, в таких местах, как Тинтагель, люди, которые никогда не проявляли большого интереса к средиземноморской жизни, начали в V и VI веках вести себя как римляне. Они делали надписи на камне, пили импортные вина и использовали посуду из Восточного Средиземноморья.
Для этих людей «быть римлянином» (возможно, связанным с христианством) приобрело новое значение, как способ выразить своё отличие от тех, кто жил на востоке и кого они ассоциировали с «германскими» пособниками.
Археологи предполагает, что поздняя Римская Великобритания столкнулась с теми же проблемами личной и групповой идентичности, что и современные участники дебатов о брексите. Не остаётся сомнений в том, что если бы они жили в V веке, то с равной страстью обсуждали бы влияние иностранной иммиграции и достоинства пребывания в Римской империи.
Остаётся надеяться, что некоторые из наиболее драматических изменений пятого века, вроде исчезновения городской жизни и монетарной экономики, не найдут своего эквивалента в XXI веке.
По материалам heritagedaily.com