Начну с небольшой истории: где-то в 2014 году друзья делали арт-проект к Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Изначально предполагалось, что он будет посвящен постапокалипсису (потом концепция поменялась). Естественно в качестве киноконсультанта пригласили меня (кого же ещё?). Материала, посвященного как постапокалипсису, так и ядерной паранойе Холодной Войны собралось немало. Жаль в дело не пошло.
После прогремевшей новости о выходе США из договора о РМСД, тема внезапно угрожающе актуализировалась. Катастрофы пока не произошло, но сдается мне, что в ближайшие годы градус ядерной паранойи будет постепенно повышаться, вернувшись к показателем середины 60-х или середины 80-х. Предлагаю вспомнить, как кинематографисты стран НАТО осмысляли на экране предыдущее издание Холодной Войны. Предупреждаю, все фильмы в списке серьезные и невеселые, поэтому гениального, но сатирического "Доктора Стрейнджлава" не будет.
Система безопасности (Fail-Safe), 1964, режиссер - Сидни Люмет
Снятый по свежим следам Карибского Кризиса пропагандистский триллер рассказывает о том, как героический американский президент, чтобы избежать крупномасштабной ядерной войны разбомбил Нью-Йорк, после того, как американцы "случайно" стерли с лица земли Москву. Чушь, но чушь снятая блистательно, Люмет всё-таки.
Военная игра (The War Game), 1965, режиссер - Питер Уоткинс
Питер Уоткинс дотошно реконструирует для британского телевидения последствия гипотетического ядерного удара по Великобритании. Британцы, кстати, боялись последнего гораздо сильней американцев, если судить по кинематографу. Видимо, потому что сами на ход событий повлиять никак не могли, а прилетело бы в случае чего по полной.
Атомное кафе (The Atomic Cafe), 1982, режиссеры - Джейн Лоудер, Кевин Рафферти, Пирс Рафферти
Отличная документалка, посвященная первому этапу ядерной гонки, от Манхэтеннского проекта до Карибского Кризиса и последующей разрядки 70-х.
Нити (Threads), 1984, режиссер - Мик Джексон
Еще один британский телефильм. Первая часть представляет собой типичную английскую кухонную драму, вторая - настоящий Survival Horror в постъядерных пейзажах. Кино любят включать в списки самых шокирующих фильмов, но откровенно говоря поверить во многие допущения фильма достаточно трудно: ключевые персонажи либо умирают в нужное время и в нужном месте, либо напротив оказываются исключительно живучи.
Волшебная миля (Miracle Mile), 1988, режиссер - Стив де Джарнатт
Фильм начинается как приторная мелодрама, чтобы превратиться затем в экшн-триллер и придти к по-настоящему апокалиптическому финалу. Кстати, как и в "Системе безопасности" ядерный удар первым наносят американцы. Характерная черта: в большинстве знаковых американских фильмов посвященных данной проблеме СССР провоцируют на ответный ядерный удар. Любопытный факт.
Дневной сеанс (Matinee), 1993, режиссер - Джо Данте
Катастрофически недооцененное кино, притворяющаяся то подростковой комедией, то сатирой на Голливуд начала 60-х. На деле "Дневной сеанс" - один из наиболее удачных слепков времени, эпохи предчувствия ядерного холокоста (действие разворачивается в разгар карибских событий).