Поделюсь пятилетним опытом эксплуатации твердотопливного котла в частном доме.
Антифриз - великое изобретение человечества. Можно не бояться что у тебя замерзнет система и лопнут радиаторы. Но цена этой уверенности высока, и складывается она не только из стоимости самой жидкости. Но об этом через пару абзацев.
Самые распространенные антифризы изготовлены на основе Этиленгликоля и Пропиленгликоля. Первый, на мой взгляд, наиболее практичный выбор для покупки. Помимо того что этот антифриз стоит в два раза дешевле, чем пропиленгликоль, он более стабильный: не пенится и не выпадает в осадок, выдерживает высокие температуры. Срок службы от 5 до 10 лет в зависимости от условий эксплуатации. Но к сожалению антифриз на основе этиленгликоля является сильным ядом, и попадание внутрь организма недопустимо (строго БЕРЕГИТЕ ОТ ДЕТЕЙ! антифриз имеет сладкий вкус).
Второй вариант антифриз на основе пропиленгликоля - он не ядовит, но его характеристики хуже, чем у этиленгликоля. Максимальная температура ниже.
Автопроизводители сделали ставку на Этиленгликоль - как на более стабильный и надежный теплоноситель. Думаю это тоже аргумент. Вопреки заблуждениям, которые я встречал в сетевых строительных магазинах - алюминий не боится этиленгликоля, поэтому алюминиевые радиаторы можно использовать с этим теплоносителем.
Но у антифризов помимо их огромного преимущества: "не замерзнуть при отрицательных температурах". Есть и такие же огромные недостатки. А недостатки - это самое интересное, давайте поподробнее:
1)Антифриз имеет очень высокую жидкотекучесть. Он течёт по всем соединениям, как ни уплотняй - всё равно потечёт сволочь. Построить герметичную систему в которой не будет утечки антифриза очень сложно. Мне за 5 лет этого так и не удалось. У меня постоянно подкапывал антифриз то в одном месте, то в другом. Иногда даже в местах, в которых 2 года ничего не текло, вдруг начинает сопливиться... Как следствие геморрой с подпиткой системы. (А твердотопливный котел на улице, антифриз ледяной, руки околевают, насос "малыш", которым ты заполняешь систему - ледяной аж жуть - в руки взять невозможно... Потом все это жирное, неприятно пахнет, а главное ядовитое и проливается).
2)Антифриз имеет теплопроводность почти в два раза хуже чем вода. Следствие: расход топлива будет почти в два раза выше чем на воде.
3)Нежелательно смешивать антифризы разных производителей, даже если основа у них одна, то присадки (антивспенивающие, антибактериальные, антикоррозионные) могут быть разными, и уже присадки могут вступить в реакцию и выпасть в осадок.
4)Коэффициент расширения антифриза в несколько раз больше чем у воды. Как следствие большая разница в давлении "на холодную" и "на горячую".
5)Антифриз дорогой и требует периодической замены (раз в 5-10 лет). Просто в кустики его не выльешь, придется везти с дачи в домой и сдавать куда-нибудь, если ты хочешь поступить правильно по отношению к окружающей среде и гордиться этим.
Мои 5 лет мучения на антифризе закончены. Я зарыл на участке газгольдер, поставил газовый котел, gsm модулем, заполнил систему ВОДОЙ!!! и больше у меня нигде ничего не течёт, не воняет, а в сарае освободилось много места после демонтажа твердотопливного котла и разбора дровницы.
Антифриз в системе отопления - вариант для тех кто топит систему только по выходным, а на протяжении будних всё промерзает.
Если у вас есть возможность перейти на воду - это намного практичнее и удобнее антифриза. Но никогда не забывайте о последствиях замерзания воды: лопнувшие радиаторы, разорванный теплообменник в котле, разорванный циркуляционный насос, лопнувшие или растянутые трубы, огромная куча работы и ругание себя любимого за случившееся.