Гостиная — одна из самых многофункциональных комнат в доме, она должна отражать потребности своих пользователей. А значит, и схемы расположения диванов и кресел могут быть такими же разнообразными, как и требования к пространству.
На планировку гостиной влияют площадь и форма помещения и, конечно, функциональные цели и задачи: будет ли это комната для вечеринок и развлечений или чилаут для отдыха и чтения? Важно ли сохранить простор или же необходимо больше посадочных мест? Интерьер будет формальным или эклектичным? Все это, а также ритм передвижения, баланс и доминантный акцент определяют расстановку мебели.
L-образные зоны формируются путем размещения посадочных мест перпендикулярно друг другу: под прямым углом. Эта форма может быть образована как двумя диванами, так и диваном плюс кресло. Угловые диваны — самый простой и распространенный элемент такой планировки.
В компактных помещениях группа мебели может быть расположена в углу — вдоль перпендикулярных стен. Для просторных площадей — это отличный прием функционального зонирования открытой планировки, где одну часть занимает гостиная, а другую столовая или кухня.
План U
Являясь продолжением L-меблировки, U-образная расстановка, во-первых, требует большей площади, во-вторых предполагает тщательный выбор журнальных столиков. В такой гостиной одновременно могут разместиться более 6 человек, а значит, каждого необходимо обеспечить удобным местом для кофе или легкой трапезы. U-конфигурации чаще всего обращены к видовым точкам интерьера: панорамному остеклению, камину или к домашнему кинотеатру.
Полузамкнутая планировка образуется множеством вариаций — это могут быть и три дивана, и центральный диван плюс 4 кресла, где обращенные лицом друг к другу линии, могут быть как зеркальным отражением друг друга, так и вступать в стилевой и колористический диалог.
План-квадрат
Замкнутая по траектории квадрата меблировка визуально напоминает U-образный план, но отличается функционально: здесь акцент и доминанта — журнальный столик, вокруг которого собирается композиция. Этот прием обеспечивает фокус в обширном помещении, зонирует большие пространства, качественно отвлекает внимание от чрезмерно высоких потолков. Такая планировка способна легко примерить эклектичный выбор разнообразных коллекций диванов, кресел, стульев, оттоманок, ведь симметрия уже заложена в плане их расположения.
И все же избежать мебельного нагромождения поможет баланс линий. Лидировать и брать на себя основное внимание может один акцентный элемент, но и прочие не должны ему проигрывать, чтобы играть оркестром вместе — каждый свою партию в интерьере.
Параллельная симметрия
Наиболее четко симметрия прослеживается при параллельном размещении мягкой мебели в две линии. Такая планировка усиливает видовую точку: ТВ или камин, расположенные на одной оси с журнальным столиком. Закрепить центр композиции может потолочный светильник. Визуально смягчить формальность — торшеры по одной из сторон посадочных мест.
Баланс симметричного параллельного плана подчеркивают помещения, которые имеют аналогичные архитектурные особенности. Однако прямой фокус визуально увеличивает длину комнаты, что может чрезмерно вытянуть интерьер. Композиции из парных кресел напротив дивана зрительно уменьшают этот эффект.
Асимметрия
Сохраняя функциональность и количество посадочных мест, асимметричный план может быть использован в более компактных помещениях, чем строгий антипод. Его отличие в том, что кресла стоят параллельно дивану, но на одной линии с журнальным столиком. Это позволяет еще больше снизить градус формальности эклектичным выбором двух разных кресел. Благодаря своим индивидуальным компонентам асимметричная планировка предлагает и более разнообразные сценарии передвижения, занимая при этом меньшую площадь.
Гармоничная асимметрия эффективна в просторных помещениях, так как она позволяет включать в композицию open space и другие функциональные зоны: обеденные группы, домашние офисы или же кресла для уединенного чтения.