Найти тему

США: Прогноз на 10 лет

Полный контроль республиканской партии над политическими рычагами в Вашингтоне увеличил вероятность приоритетных для администрации Дональда Трампа реформ, которые, как ожидается, будут способствовать росту потенциала США в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Аналитики ряда международных рейтинговых компаний, в том числе Fitch, в последнее время демонстрируют более конструктивный подход к экономическим перспективам Соединенных Штатов, связывая это в частности с цикличным подъемом, который в настоящее время переживает мировая экономика. Однако при этом эксперты отмечают, что сокращения налогов будет недостаточно для устранения структурных проблем, стоящих перед американскойэкономикой, например, стареющее население. Кроме того, определенные риски могут стать последствием позицией Д.Трампа по вопросам международной торговли и иммиграционной политики.

Хотя в свете медленного роста реального ВВП в Соединенных Штатах, который отмечается последние годы, среди экономистов и стало модно обсуждать перспективы конца статуса США как экономической сверхдержавы, можно предположить, что США потребуется гораздо больше времени, чем одно десятилетие, чтобы потерять свои глобальные позиции в этой сфере.

Тут можно согласиться с мнением аналитиков Business Monitor International (BMI), которые прогнозируют, что в долгосрочной перспективе потенциальные темпы роста будут ниже, чем за последние два десятилетия (подробнее смотрите таблицы в конце материала).

В то времякак реальный рост ВВП в1978 - 2008 годах составлял всреднем 3,0 %, что обуславливалось высокой производительностью труда и ростом количества рабочей силы, по прогнозам BMI, в течение следующего десятилетия до 2027 этот показатель будет в среднем на уровне 1,9%. Хотя в период 2018-2020 годов рост реального ВВП может составлять порядка 2,2 %. Это связывается с благоприятным периодом, который переживает мировая экономика, а также с финансовой экспансией, которуюнамерен проводить Вашингтон. Долгосрочная негативная тенденция обуславливается стремительно меняющейся структурой экономики США, в которой ухудшающаяся демографическая ситуация будет играть роль тормоза. А более медленная кредитная экспансия будет означать, что колесам роста не будет хватать смазки; бюджетная и кредитно-денежная экспансия будут той ценой, которую придется Штатам заплатить в ближайшее десятилетие, прогнозирует Fitch.

Тем временем, как отмечают аналитики различных аналитических агенств, таких, как Business monitor international, Economist intelligence unit и других, происходят или находятся на стадии подготовки следующие структурные изменения.

• В то время как кризис, который привел к провалу крупнейших финансовых институтов, прошел, финансовый сектор США не собирается возвращаться к периоду бума 1990-х - 2000-х годов. Рост процентных ставок будет иметь краткосрочный импульс для кредитования, особенно среди мелких банков.

• Потребительский сектор США, который является основным движущим фактором глобальной экономической активности (на него приходится примерно 18% от глобального номинального ВВП), будет незначительно расти с 69% до примерно 72% ВВП, поскольку безработные граждане начинают тратить свои сбережения. Тем не менее, для тех, кто по-прежнему работает, прогнозируется, что коэффициент сбережений домашних хозяйств в виде процента от располагаемого дохода будет расти примерно с нуля (уровень 2005-2006 годов) и в итоге будет колебаться от 4% до 8%.

• Увеличение нормы сбережений будет компенсировано ростом заработной платы и сильным долларом США, что в целом приведет к увеличению дефицита платежного баланса. Мы прогнозируем, что дефицит постепенно вырастет до 2,9% ВВП в 2018-2027 годах с 2,5% в 2017 году, но это все равно будет ниже по сравнению с пиком в 6,0% 2006 года. Это увеличение дефицита создает только ограниченные проблемы финансирования для США, учитывая, что они привлекают значительную долю глобальных прямых иностранных инвестиций, получают значительную отдачу от своих внешних инвестиций и продолжают привлекать спрос на выпуск долговых обязательств.

• В связи с многочисленными финансовыми «пакетами спасения» при бывших президентах Джордже Буше и Бараке Обаме бюджетные дефициты и федеральная долговая нагрузка достигли значительных масштабов. Последний раз, когда США имели положительное сальдо, было в 2001 году, и к концу прогнозируемого периода профицит не ожидается,особенно в связи с тем, что новый импульс для бюджетной экспансии укрепился в обеих основных политических партиях. В частности, Закон о сокращении налогов и Закон о занятости, принятые в декабре 2017 года, приведут к значительному увеличению доли федерального долга в процентах от ВВП в течение следующих 10 лет, до почти 100% ВВП. Недостаток может в конечном итоге потребовать более высокого налогообложения, что сдержит рост.

На этом фоне несколько стран с формирующейся рыночной экономикой в предстоящем десятилетии будут превосходить США по параметру основного роста. Тем не менее, мы полагаем, что, по сравнению с большинством других развитых государств, экономика США по-прежнему будет держаться на плаву.

• У США существуют одни из лучших в мире условий для ведения бизнеса. Однако с учетом нынешнего фактора, связанного с вмешательством государства в финансовый сектор и сектор здравоохранения, это преимущество, безусловно, находится под угрозой.

• Хотя США все больше зависят от импорта из-за рубежа, это не влечет за собой какой либо угрозы, учитывая относительное богатство США и сравнительные преимущества производства товаров в иностранных государствах. Хотя этот дисбаланс вышел из-под контроля в начале этого столетия, США по-прежнему обладают значительнымипреимуществами в сфере услуг, интеллектуальной собственности и «креативных» отраслях, имея крупные центры технологических инноваций (например, Кремниевая долина). Немногие страны предлагают лучшие условия для предпринимательской деятельности. Несмотря на сложность количественной оценки, эти преимущества не приобретаются и не отбираются легко, именно это и делает экономику США необычайно гибкой (в отличие от трудностей Японии за последние два десятилетия). В этой связи BMI прогнозирует, что эти преимущества помогут экономике США восстановиться и расти в течение прогнозируемого периода.

• Демографическая ситуация в США более благоприятная, чем у большинства других развитых государств. Даже при выходе на пенсию поколения «Бэби-бумов» США неплохо выглядят на фоне таких государств, как Япония и большинство западноевропейских стран, где возрастное население будет увеличивать степень зависимости пенсионеров от населения трудоспособного возраста, снижая производительность, в том случае, если бы иммиграционная реформа прошла успешно, но это оценивается аналитиками как маловероятный сценарий.

• Доллар США останется глобальной резервной валютой, несмотря на усилия противников его нынешнего статуса. Что касается возможных альтернатив, то их немного: валютный союз, лежащий в основе евро, но пока эта валюта находится в структурном экономическом недомогании; иена страдает отвнутренних проблем в Японии; и китайский юань еще не готов занять центральное место. Скорее всего, доллар останется на своих достаточно сильных позициях. BMIпрогнозирует долгосрочный обменный курсдоллара США по отношению к евро на уровне 1,17, что, по мнению аналитиков, отражает реальные среды доходности, сужение ожиданий инфляции и относительно высокую производительность.

Риски, которые аналитики рекомендуют отслеживать

Экономика США находится на стадии системных изменений, и это может иметь непредвиденные последствия. Действительно, экономика США исторически была склонна к неожиданностям - как позитивным, так и негативным. При этом аналитики отмечают, что, как и в случае относительно неожиданного технического бума 1990-х годов, они не удивятся, увидев, что США выстрелят опять в течение ближайшего десятилетия. Здравоохранение, альтернативная энергетика и инфраструктура относятся к числу секторов, которые уже обсуждаются как возможные движущие силы еще одного крупного бума.

Однако другой сценарий - это рецессия/депрессия в японском стиле, в которой хронически слабые банки остаются платежеспособными, но не предоставляют кредитов; личное потребление снижается за счет более высоких уровней экономии домашних хозяйств; и фискальный дефицит по мере того, как правительство пытается стимулировать экономику, безрезультатно сохраняется. При таком сценарии средний рост за 10-летний период может составить менее 1,6%, но это очень пессимистический взгляд. Кроме того, раздувание государственных расходов создает серьезные долгосрочные риски для деловой среды, в частности обязательные расходы, которые будут стимулировать долгосрочную задолженность, что приводит к риску вытеснения частных инвестиций.

Политическая программа администрации Трампа может стимулировать доминирование отечественных производителей над иностранным импортом. Хотя это почти наверняка приведет к росту потребительских цен и нанесет вред ключевым секторам, в то же время потенциально снизив производительность из-за возведения торговых барьеров, это может создать большие возможности в других областях экономики, отмечают аналитики BMI.

Еще больше интересного на mainsubject.ru