Автор текста — Юрий Куроптев
Священный синод Русской православной церкви разорвал отношения с Константинополем. Причина — Константинопольский патриархат вывел из-под подчинения Москвы Киевскую митрополию. А ещё снял анафему с двух непризнанных в православном мире украинских патриархов. Интернет-журнал «Звезда» разобрался, какое влияние раскол в православии окажет на жизнь простых верующих.
Что произошло?
В апреле президент Украины Пётр Порошенко обратился к вселенскому патриарху Варфоломею с просьбой дать автокефалию Украинской церкви.
11 октября члены синода Константинопольской церкви отменили постановление 1686 года о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата. Оно предоставляло право Москве назначить митрополита Киевского.
Константинополь также снял анафему с бывшего митрополита Киевского, а ныне никем не признанного в православном мире патриарха Киевского Филарета (Денисенко) и главы Украинской автокефальной церкви Макария. Вслед за этим Филарет и Макарий заявили, что решение Константинополя даёт им возможность создания на Украине единой Поместной церкви.
15 октября в Минске Священный синод Русской православной церкви принял заявление «в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию РПЦ».
«Отныне и впредь до отказа Константинопольского Патриархата от принятых им антиканонических решений для всех священнослужителей РПЦ невозможно сослужение с клириками Константинопольской Церкви, а для мирян — участие в таинствах, совершаемых в её храмах», — говорится в заявлении.
И что это значит?
Патриарх Кирилл перестанет поминать Константинопольского патриарха. Священнослужители не смогут совершать совместные богослужения с иерархами и клириками, а простые верующие — молиться в храмах Константинопольского патриархата, которые есть на территории Турции и Греции. А ещё на Афоне.
А что будет за неповиновение?
Для духовенства предусмотрены наказания (прещения), а для мирян — покаяние на исповеди в непослушании Церкви.
Как отреагировали верующие?
С печалью.
«Православное сообщество должно быть единым. Православие вообще более демократично, чем католицизм. Там есть Папа, которому все подчиняются. А в православии есть автокефальные церкви (самостоятельная поместная церковь, административно независимая от других православных поместных церквей, но единая с ними в литургическом общении, — прим. ред.), они независимы от Московского патриархата. Произошедшее может нарушить православное единство», — рассказал интернет-журналу «Звезда» доцент кафедры Всеобщей истории ПГНИУ Вячеслав Раков.
По его словам, основная причина разрыва отношений — политическая, а точнее — геополитическая.
«Мы являемся свидетелями холодной войны между Россией и Западом. Религиозный раскол можно поместить в контекст войны на Украине и геополитического противостояния России и Западного мира. Запад воспринимает Россию как врага», — уверен он.
О расколе Русской православной церкви высказались и мусульмане.
«Есть замечательная татарская пословица: „Одна вечно какающая корова всё стадо какашками обмажет“. Украина, ставшая по мановению западной дирижерской палочки жупелом, успела провести полосу отчуждения между Россией, а теперь и спровоцировала под пьяное хрюканье киевских нуворишей грандиозный раскол во всем восточном христианском мире. Двадцать лет многие со стороны, а зачастую и с ухмылкой наблюдали, как раздирали постсоветский Ислам, как убивали муфтиев и имамов, как оскверняли и перекраивали мечети под сурдинку длиннобородых ихванчиков-хизбов-вахов и прочей нечисти. Теперь наступил черёд русского православия», — написал на своей страничке «Фейсбук» бывший муфтий Пермского края Мухаммедгали Хузин.
Что говорят священники РПЦ?
Что ничего хорошего из-за раскола не будет.
«Снятие анафемы с патриарха Киевского Филарета и главы Украинской автокефальной церкви Макария напоминает мне последствия мюнхенского путча (неудачная попытка захвата власти, предпринятая Национал-социалистической рабочей партией во главе с Гитлером и генералом Людендорфом 9 ноября 1923 года в Мюнхене, — прим. ред.). Из зёрен ненависти взойдут плоды войны. Это приведёт к расколу общества», — рассказал интернет-журналу «Звезда» протоиерей Артемий Веденеев.
А украинские миряне могут приходить в храмы РПЦ?
Любой человек может прийти в православный храм.
«На Украине действуют три крупные религиозные структуры: Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), а также Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП). Человек, относящий себя к УАПЦ или УПЦ КП, или же униатам никогда сам не станет участвовать в таинствах церкви, в храме, который относится к Русской православной церкви. Это их убеждения — и здесь не о чем говорить», — заявил пресс-секретарь Пермской епархии Юрий Кищук.
А вот протоиерей Артемий Веденеев сказал, что кто бы из Украины не пришёл в храм, их примут.