Найти тему

Крушение поезда на вокзале Монпарнас - один из кошмаров, которые снятся Хьюго.

Вокзал Монпарнас, один из первых вокзалов Парижа, был построен в 1849 году и назывался он тогда - Левобережный восточный вокзал. Оттуда ходят поезда на юг Франции. Правда, там не было тех больших часов, за которыми следил Хьюго...

Зато с этим вокзалом связана вполне реальная катастрофа.

Вокзал, на котором произошло крушение. Фото 1890 года.
Вокзал, на котором произошло крушение. Фото 1890 года.

22 октября 1895 года в 8:45 экспресс «Гранвиль-Париж», пассажирский поезд № 56, дал продолжительный свисток и отошел от перрона вокзала Гранвиля.

Паровозом управлял машинист Гийом-Мари Пелерен, имевший за спиной почти 20 лет безупречной службы на Западной железной дороге. Экспресс состоял из 12 вагонов: два багажных и почтовый, прицепленные сразу за локомотивом, восемь пассажирских (в них ехал 131 пассажир), а также еще один багажный после них.

Поездка проходила нормально. Единственное, что беспокоило машиниста Пелерена - состав из-за задержки в Гранвиле опаздывал на 10 минут - время прибытия на вокзал в Париже по расписанию было 15:55. Тогда машинист дал команду кочегару на последнем перегоне подбросить угольку в топку. Забыл только Пелерен, что в этом месте дорога идет под уклон. А поезд стремительно стал набирать скорость.

В результате, машинист не уследил за ростом скорости и не применил на уклоне тормоза паровоза, как того требовала инструкция. Начальник поезда Альбер Мариэтт попытался было применить экстренное торможение, но тормоза не сработали, так как машинист незадолго до этого по указанию начальства дороги, не использовать внутривагонный тормоз экстренной остановки, попросту отключил его.

Иллюстрации из журнала «L'Ilustration». 1895 год.
Иллюстрации из журнала «L'Ilustration». 1895 год.

За пару минут до прибытия Пелерен наконец применил вспомогательный и ручной тормоза, но разогнавшийся экспресс не смог остановиться и на скорости 40 км/ч проскочил пассажирский перрон, выбил путевой упор, проехал зал ожидания (около 30 метров), в котором на тот момент, к счастью, было совсем немного пассажиров, со всего размаху врезался в переднюю стену. Сила удара была такова, что стена толщиной 60 см обрушилась, и с высоты десяти метров локомотив рухнул на улицу Ренн. Там паровоз остановился, уткнувшись носовой частью в мостовую. Все пассажирские вагоны при этом остались на перроне.

Пробивший стену вокзала паровоз
Пробивший стену вокзала паровоз

Несмотря на масштабы катастрофы, паровозная бригада отделалась легкими травмами. За исключением двух человек, не пострадали и пассажиры.

Единственной жертвой катастрофы стала продавщица вечерних газет Мари-Огюстин Агилар - рухнувшая каменная стена раздавила ее киоск. По иронии судьбы, в тот день она подменяла мужа, который заболел и остался дома.

Мужа позже заявил по поводу ее гибели:
Она умерла, погибла на месте. Она вязала, сидя в киоске. И вот я остался один с нашими двумя мальчиками.

Руководство Западной железной дороги взяло на себя все расходы по похоронам погибшей продавщицы и установило пенсию для двух ее несовершеннолетних сыновей. По результатам расследования в крушении виновным был признан Гийом-Мари Пелерен: его приговорили к двум месяцам тюрьмы и штрафу 50 франков в качестве моральной компенсации семье погибшей. Начальника поезда приговорили к штрафу в 25 франков.

Вид на паровоз с другого ракурса.
Вид на паровоз с другого ракурса.

А вот как извлечь паровоз из ловушки, чиновники думали четыре дня. Локомотив все это время стоял нетронутым за стеной станции, привлекая толпы любопытных горожан. В общем, «Постой, паровоз».

В 1967 старый вокзал Монпарнас был полностью снесен, на его месте было построено новое здание.

В Канеле (штат Риу-Гранди-ду-Сул, Бразилия) в тематическом парке паровых двигателей Mundo a Vapor была создан макет, посвященный крушению.
В Канеле (штат Риу-Гранди-ду-Сул, Бразилия) в тематическом парке паровых двигателей Mundo a Vapor была создан макет, посвященный крушению.

Крушение присутствует в детском рассказе «Изобретение Хьюго Кабре» («Invention of Hugo Cabret») Брайана Селзника, а также в его экранизации - «Хранитель времени» Мартина Скорсезе.

Крушение поезда на вокзале Монпарнас - один из кошмаров, которые снятся Хьюго.
Крушение поезда на вокзале Монпарнас - один из кошмаров, которые снятся Хьюго.

Календарь Истории

Благодарю за внимание!
Было интересно, ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал, впереди её много интересных событий!