Не секрет, что мусульмане пользуются своим календарем, отличным от солнечного с его отсчетом «от рождества Христова». В Исламе используется лунный календарь с лунными месяцами:
- Сафар
- Раби’ аль-авваль
- Раби’ аль-ахыр
- Джумада аль-уля
- Джумада аль-ахыра
- Раджаб
- Зуль-ка’да
А годовой отсчет связан с переселением (хиджрой) пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, из враждующей тогда Мекки в радушную Медину.
Основой в познании данного вопроса является хадис (№ 3934), который имам аль-Бухари передал в «Сахихе» от Сахля ибн Са’да с его словами: «Отсчитывают (года) не от начала посланнической миссии пророка, мир ему и благословение Аллаха, и не от его смерти. Отсчитывают от его прибытия в Медину».
Главу с этим хадисом имам аль-Бухари назвал: «Когда ввели летоисчисление?» — Словно бы указывая на существующее разногласие по этому вопросу.
Когда и кем было введено исламское летоисчисление?
По одной версии летоисчисление ввел сам пророк, мир ему и благословение Аллаха. Имам Абу ‘Абдуллах аль-Хаким аш-Шафии передал в книге «аль-Иклиль» с иснадом до Ибн Шихаба аз-Зухри, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, когда прибыл в Медину, повелел начать летоисчисление, и (дата) была записана в месяц раби’ аль-авваль.
Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни аш-Шафии указал на слабость данного хадиса, отметив, что в его иснаде недостает двух передатчиков. См. «Фатх аль-Бари» 7/268.
По второй версии первым, кто стал указывать дату в письмах, был сподвижник Я’ля ибн Умейя, когда находился в Йемене. Хафиз Ибн Хаджар пишет: «Это сообщение передал Ахмад ибн Ханбаль с достоверным иснадом, однако в нем есть разрыв между ‘Амром ибн Динаром и Я’лей». См. «Фатх аль-Бари» 7/268.
То есть в данном сообщении тоже есть слабость. Что, в прочем, само по себе не означает, что этого не произошло. Эту версию можно совместить с третьей, если Я’ля ибн Умейя был в Йемене во время правления ‘Умара или раньше, и если посчитать, что он первым из мусульман стал использовать указание даты, а Умар ввел его официально в документооборот всего халифата.
Третья версия: летоисчисление ввел праведных халиф, имам правоверных Умар ибн аль-Хаттаб. Эта версия имеет больше всего подтверждений. Она стала широко известной и, можно даже сказать, общепринятой среди ученых.
Почему отсчет ведется именно с того года, в который была совершена хиджра?
Имам Ибн Хаджар аль-Аскаляни передал от других ученых два возможных ответа на этот вопрос.
1. Он писал: «Один из них (ученых) предложил причину того, почему начало отсчета лет было назначено на год хиджры. Он сказал: «Событий, от которых можно было начать отсчет было четыре: рождение пророка (мир ему и благословение Аллаха), начало его посланнической миссии, его переселение (хиджра) и его смерть. Они выбрали переселение потому что насчет года рождения и начала посланнической миссии есть прения, а от года смерти они отказались, поскольку это порождало бы горечь от воспоминания о его смерти. Таким образом осталось только переселение». См. «Фатх аль-Бари» 7/268.
2. И писал: «Ас-Сухейли пояснил, что сподвижники выбрали для начала отсчета год хиджры, исходя из слов Всевышнего: «Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности». (Покаяние, 108) Ведь известно, что это не первый день в абсолюте, а значит, что под ним подразумевается нечто, что не было названо, и это нечто — начало времени, в которое Ислам обрел силу, а пророк, мир ему и благословение Аллаха, стал поклоняться своему Господу в безопасности и начал этот период со строительство мечети (Куба). Это совпадает с выбором сподвижников начать отсчет истории с этого дня. И из их поступка мы понимаем, что слова Всевышнего «с первого дня» означают «с первого для исламской истории». Так он (ас-Сухейли) сказал. Но на ум приходит в первую очередь то, что слова Всевышнего «с первого дня» означают: «с первого дня, в который пророк, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижники прибыли в Медину». И Аллах лучше знает». См. «Фатх аль-Бари» 7/268.
Сообщения, которые будут приведены от хафиза Ибн Хаджара далее, говорят о еще одном варианте: что сподвижники сочли этот год рубежом, начиная с которого мусульмане обрели свое общество, чистое от поклонения идолам. И что они при этом не исходили из 108 аята суры Покаяние.
Почему год начинается с месяца мухаррам, если хиджра завершилась в раби’ аль-авваль?
Пишет хафиз Ибн Хаджар: «Они отодвинули (начало года) с раби’ аль-авваля на мухаррам потому что начало решимости совершить хиджру пришлось на мухаррам. Присяга произошла в зуль-хидджа, и она предваряла хиджру. А первым новолунием после присяги и решения совершить хиджру было новолуние мухаррама. Таким образом он подходит для того, чтобы сделать его началом (года). Это самое сильное из того, что я встретил о начале года с мухаррама». См. «Фатх аль-Бари» 7/268.
Из других объяснений можно упомянуть то, что в месяц мухаррам люди расходятся из Мекки во все стороны халифата после завершения ими хаджа. Словно бы начиная новый цикл жизни. К тому же месяц мухаррам - запретный, как и зуль-хидджа. Было бы уместно заканчивать год в запретный месяц и начинать в запретный, как напоминание о важности соблюдения шариатских границ на протяжении всего года. Основа этого объяснения содержится в двух сообщениях, предоставленных имамом Ибн Хаджаром, которые будут упомянуты далее.
Некоторые сообщения о причинах и обстоятельствах введения Умаром летоисчисления
Хафиз Ибн Хаджар собрал несколько сообщений, которые с разных сторон проясняют, как произошло введение исламского летоисчисления или подтверждают основную из озвученных версий. См. «Фатх аль-Бари» 7/268-269. Вот эти сообщения (асары):
1. Передал Абу Ну’ейм Фадль ибн Рукайн в его книге «ат-Тарих» и с его же иснадом аль-Хаким через аш-Ша’би, что Абу Муса аль-Аш’ари написал Умару, что к нему приходят от него письма, на которых не указана дата. Умар собрал людей. Некоторые из них сказали: «Указывай дату от начала посланнической миссии». И некоторые сказали: «Указывай дату, отсчитывая от хиджры». Умар сказал: «Пусть будет хиджра. Она разделила между истиной и ложью». И они стали вести отсчет от нее. Это произошло в 17 году (от хиджры). Когда они согласились с этим решением, некоторые из них сказали: «Начинайте (год) с рамадана». Умар сказал: «Нет, с мухаррама. В это время люди возвращаются из хаджа». И они согласились с этим.
2. Передал Ахмад, Абу ‘Аруба в «аль-Ауаиль», аль-Бухари в «аль-Адаб» и аль-Хаким через Маймуна ибн Михрана, который сказал: «К Умару пришел документ, на котором указано, что он относится к ша’бану. Умар сказал: «Какой это ша’бан? Прошлогодний или тот, который у нас сейчас? Или тот, который еще придет? Сделайте для людей что-нибудь, чтобы они знали».
3. Передал аль-Хаким от Саида ибн аль-Мусеййиба, что он сказал: «Умар собрал людей и спросил их о первом дне, с которого вести отсчет истории. Али сказал: «Со дня, в который переселился посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и оставил землю многобожия». Так Умар и поступил».
4. Передал Ибн Аби Хейсама от Ибн Сирина, который сказал: «Из Йемена прибыл человек и сказал: «Я видел в Йемене то, что называется датой. Они записывают: «В такой-то год, в такой-то месяц». Умар сказал: «Это прекрасно. Введите отсчет даты». Когда он решился на это, некоторые люди сказали: «Ведите отсчет от рождения (пророка, мир ему и благословение Аллаха)». Кто-то сказал: «От начала пророческой миссии». Еще кто-то сказал: «От того, когда он вышел для переселения». И кто-то сказал: «От его смерти». Умар сказал: «Ведите отсчет от его выхода из Мекки (для переселения) в Медину». Затем спросил: «А с какого месяца начнем?» Одни ответили: «С рамадана». А Усман сказал: «Начинайте с мухаррама. Это запретный месяц, и это начало года. И в это время возвращаются люди из хаджа».
Сказал (Ибн Сирин): «Это было в 17 год (от хиджры). И есть версия, что это было в раби’ аль-авваль 16 года (от хиджры)».
Хафиз Ибн Хаджар подытожил: «Из этих сообщений мы делаем вывод, что начинать с мухаррама было предложением Умара, Усмана и Али, да будет доволен ими Аллах». См. «Фатх аль-Бари» 7/269.
Источник: https://muntaqa.info/tarih
Твиттер: https://twitter.com/muntaqa_info
Ютуб-канал: https://www.youtube.com/c/muntaqa
Группа "Фикх" вконтакте: https://vk.com/alfiqh
Инстаграм: https://instagram.com/muntaqai