Венгерская эстрада
Музыкальная субкультура Венгерской Народной республики в 60-е годы получила мощный импульс для своего развития при минимальном количестве запретов официальных властей. Такой свободой музыкального самовыражения могла похвастаться лишь социалистическая Югославия.
Мало кто знает, но рок-музыка в ВНР ещё в начале 60-х была отнесена идеологами местного коммунизма к фолку, что, в общем-то, для исполнителей из этой республики было справедливо. Если, к примеру, их лохматые ГДР-ские собратья Puhdys, Karat, Kreis, Prinzip, Pankow и т.д. «лабали» чистый прогрессив-рок западного образца (и очень часто на английском языке – для лучшей коммерциализации), то мадьяры зачастую «вплетали» в свои хиты элементы венгерской, австрийской, сербской и даже русской народной музыки.
Omega, Locomotiv GT, Syrius, KEX и другие «классические» группы легко узнаваемы по двум признакам – заковыристому мадьярскому языку и элементам музыкальной этники в песнях. При этом венгерские роковики тоже были склонны к коммерциализации своей музыки и не прочь продвигать свои хиты на Западе. Однако, первый вариант песни всегда исполнялся на венгерском, а уже потом его перепевали на английском. Пример? Да сколько угодно: омеговская «Девушка с перламутровыми волосами» (Gyöngyhajú lány) стала международным хитом, то же самое можно сказать о локомотивовских «Серебряное лето» (Ezüst nyár) или «Дама ночи» (Lady Of The Night).
В то время, как музыканты советских групп «Рубиновая атака», «Скоморохи», «Машина времени», «Воскресенье» и мечтать не смели о том чтобы записаться альбом на студии звукозаписи «Мелодия», их венгерские коллеги свободно выпускали виниловые диски, их концерты транслировали по общенациональному ТВ, они участвовали в различных рок-фестивалях, активно гастролировали в ВНР и за рубежом (не только соцлагерь, но и капстраны).
Как мне кажется, в ситуации с венгерским роком, просто звезды счастливо сошлись!
Во-первых - есть мнение, что появление в 60-х гг. в ВНР значительного количества качественных рок-групп (фактически мирового уровня) явилось следствием определенной идеологической мягкости Кремля «в качестве компенсации за вторжение» в 1956 году.
Во-вторых – кто-то убедил идеологов венгерского социализма, что «мадьярский рок» и не «рок» вовсе! А что же это звучит по радио? А это ритмичная молодежная фолк-музыка, помогающая жить и строить. А так как власть у нас – от народа, то и «фолк» вполне уместен.
В-третьих – мудреный язык прямых потомков гуннов никто из соседей не понимал. Антисоветскую пропаганду на нем сложно организовать, практически невозможно. О чем поют эти лохматые венгерские парни комсомольского возраста? Фиг их поймешь! Видимо, поэтому мадьярские рок-группы часто гастролировали в СССР и фирма «Мелодия» выпускала их альбомы.
В-четвертых – популярные венгерские коллективы работали в парадигме «и вашим и нашим». Например, в 1973 году Locomotiv GT не смог отказать «просьбе» Департамента агитации и пропаганды Центрального комитета Венгерской социалистической рабочей партии и записал рок-мюзикл, где описывалась мытарства молодых венгерских эмигрантов в Америке, а заодно критиковался капиталистический «образ жизни». И награда не заставила себя долго ждать – в следующем году коллектив отправился на… гастроли по США и записал альбом в одной из студий Лондона.
Хочется отметить, что в музыкальной культуре за «железным занавесом» образовался целый культурный пласт под названием венгерская рок-музыка 60-70 гг. И совсем не важно – почему это произошло? Важно, что явление имеет место быть! Хиты Omega, Locomotiv GT, Syrius, KEX, Hungaria, Skorpiо – очень даже свежо слушаются и сегодня!
Спасибо, если поставите лайк. Подписывайтесь на мой канал "На Завалинке"
Популярные венгерские группы 80-х можно послушать "На Завалинке"