Можно с полным правом отметить, что после окончания Второй мировой внимание правящих кругов СССР к Ливии значительно усилилось, если не сказать, что оно возникло именно тогда. Сталин до 1951 года ратовал за то, чтобы Ливия стала независимой. Однако его позиция немного менялась по ходу времени, но результат был в итоге достигнут.
В числе итальянских колоний Ливия (в совокупности Триполитании, Киренаики и Феццана) являлась самой важной. На Постдамской конференции 1945 года, где участвовали Англия, Советский Союз и Штаты, вопрос о ее судьбе встал впервые. Сталин спросил: «Чья будет Ливия теперь?»
Это позволило заключить, что СССР просто так не откажется от участия в судьбе Ливии, хотя она расположена далеко. Уинстон Черчилль тогда заявил, что Англия со значительными потерями завоевала две провинции Ливии и имеет на них право. Сталин же напомнил, что СССР завоевал Берлин. Однако Запад не шел на уступки. Единственное, на что Черчилль соглашался, это позволить Стране Советов влиять на решение судьбы Ливии и других территорий.
Через некоторое время Англия, Штаты и Франция признали право СССР наравне с ними разрабатывать соглашение о мире с итальянцами, и таким образом, определить судьбу Ливии.
Расхождение во мнениях стран-союзниц
В сентябре 1945 года в Лондоне на заседаниях вопрос о Ливии был заглавным. Но представители 4 стран-союзниц к единому мнению по этому вопросу не пришли. Английский министр Э. Бевин призывал забрать у Италии ее колонии с концами, французский министр Ж. Помпиду допускал возможность того, что колонии Италии вернут. В. Молотов, советский министр, заявлял права на Триполитанию, а министр из США У. Пирнс внес предложение отдать бывшие владения Италии под управление ООН на 10 лет, а затем предоставить им независимость.
Дипломатические тонкости
Ситуация складывалась парадоксальная. Позиция Молотова никак не согласовывалась с провозглашенной ранее представителями СССР позицией о праве каждой нации на государственную независимость. При таком раскладе получалось, что СССР такой же захватчик и хочет получить свой «кусок» при разделе Ливии.
К тому же представителям СССР было известно, что Идрис ас–Сенуси, лидер основной партии, будущий король независимой Ливии, симпатизирует Англии, и никто в Триполитании не разделяет идей построения коммунизма, то есть опереться там пришедшим силам СССР будет не на кого. То есть овчинка не стоила прилагаемых усилий.
Однако было понятно, что и требование Молотова, и мнение Сталина в Постдаме, все это было основано на желании не позволить усилению влияния других стран-союзниц в Северной Африке. Этот вопрос Молотова скоро был позабыт и изменен, но это был один из шагов в эволюции позиции СССР касательно Ливии.
Вторым таким шагом стало предложение Сталина в апреле 1945 года в Париже о том, чтобы колонии вернули Италии. То есть СССР разделил мнение французского правительства.
Эволюция мнения СССР
Вызвано такое резкое изменение мнения в СССР было простым расчетом. Москва рассудила, что скоро, в 1946 году в Италии пройдут выборы, и у местных коммунистов неплохие шансы пройти в парламент. Поэтому для ее поддержки они хотели завоевать симпатии итальянцев.
Также, поддерживая позицию Франции, СССР хотел создать некое подобие советско-франко-итальянского союза, который посодействует ослаблению позиций Англии в Северной Африке.
Однако эти цели, а скорее, мечты, не сбылись, так как ни Италия, ни Франция не хотели усиливать позицию СССР, которая была им более чужда, чем позиция Англии. Оба эти государства просто использовали лояльность Советского Союза для своей выгоды, и не более.
В это время Англия и США высказались о том, чтобы Ливии позволили самоопределиться.
В результате, никакого единого решения в Париже тогда не приняли.
Но в июне 1946 года, опять же в Париже съехались представители Великобритании, Штатов, СССР и Франции и решили создать контрольную комиссию по решению ливийского вопроса.
Уповая на поддержку СССР, итальянцы попросили Сталина ходатайствовать о включении итальянцев в эту комиссию. Им не ответили. Они послали второе обращение. Итальянский премьер-министр обещал, что теперь не будет никаких колоний, просто они приведут новые страны последовательно к независимости.
Следующий шаг Страны Советов
В мае 1949 года А. Громыко направил в ООН предложение дать Ливии независимость через 10 лет (чуть позже изменили срок на 5 лет). До этого события Ливией должна была управлять комиссия из представителей стран-союзниц, Италии, а также разных рас из Ливии. При этом войска Штатов и Англии нужно обязательно вывести из Ливии.
Однако страны Запада нисколько не прислушались к мнению СССР. Так 1 июня 1949 года Англия настропалила И. ас-Сенуси объявить независимость Киренаики и сразу же признала ее. СССР только смог заявить на это, что это неуважение к ООН.
В октябре 1949 г. СССР повторил свое мнение. Великобритания уже целилась на управление Триполитанией, Франция рассчитывала управлять Феццаном, заявляя, что Ливия пока к независимости не готова. Италии что-то возвращать теперь вообще никто не собирался. Их правительство согласилось и отказалось от претензий. СССР тоже стал отходить от этой проблемы, заявляя только, что Англия и Штаты заводят в Ливию войска с целью захвата этих территорий. Но эти обвинения никто не слушал.
29 октября 1949 г. ГА ООН выдал резолюцию № IV–297 по Ливии. Там говорилось о том, что независимость Ливии не дадут до 1952 года, а управлять ею будет верховный комиссар, назначенный ООН, и консультативный совет из представителей нескольких стран (кроме СССР). СССР заявил, что этот документ чисто прозападный.
Однако споры на эту тему не прекратились. Сначала решали, какой страной по типу политического устройства станет независимая Ливия. Страны Запада были за федерацию, СССР за союзное государство.
Противостояние
Вся эта ситуация «бодания» СССР со странами-союзницами ясно показывала, что советская страна в явном меньшинстве и ее просто оттеснили и устранили от участия в определении судьбы Ливии. И Сталин расценивал это, а особенно расположение в Ливии военных баз Англии и Штатов, как намерение начать новую войну, теперь уже с СССР.
Москва объявила своей целью содействие получению Ливией независимости, но яро требовала убрать из Ливии все военные базы западных стран, и без этого грозилась не признавать независимость нового государства.
Однако СССР своего слова не сдержал. 24 декабря 1951 г. И. ас-Сенуси провозгласил независимость федеративной Ливии, королем которой он стал. Все военные базы как там были, так и остались. А Сталин сразу же признал ее независимость, в тот же самый день. И более того, вскоре страны установили дипломатические отношения.
Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал и жмите на большой палец вверх!