Монстр на монстре и вурдалаком погоняет. Нет, это не «Американская история ужасов», это современные игрушки в руках детей. Психологи кричат: они ломают психику! Медиа-воротилы отвечают: они дарят гиперреальность! А что делать нам, родителям? Отвечать на просьбу ребенка, или запретить даже смотреть в их сторону?
Настя: Юль, ты как воспитатель со стажем, скажи мне, почему дети так любят «уродливые» игрушки? Они пугают взрослых, но, вызывают дикий восторг у детей!
Джул: Современные дети любят не только страшные игрушки, но и ужасающие сюжеты, ролевые модели для игры. У меня в группе девочки (!!!) играют в игру, где куклы умирают и восстают из мертвых. Я в такие моменты трепещу и пытаюсь понять, откуда ноги растут.
Настя: Может дети просто настолько «чисты», и не знают ничего про маньяков, смерть, насилие и прочие РЕАЛЬНЫЕ вещи, которые связаны с так называемыми монстрами в мире взрослых, поэтому «ужасные» игрушки их совсем не пугают, а забавляют? Они, как чистый лист, видят необычную фигурку и наделяют ее своим характером, а не теми образами, какие приходят на ум их родителям, при виде этой же игрушки?
Джул: Все было бы так просто, если бы дети брали «монстров» и играли с ними в дочки-матери! Но они играют в них по мотивам мультиков, героями которых они являются. А мультики там похлеще всех частей «Терминатора»! Сплошная агрессия и насилие.
Настя: Как так? У нас же запретили некоторые сцены из «Ну, Погоди!»
Джул: Вот именно! Запрещено показывать курящего Волка, а между тем, дети смотрят на «Монстр Хай», где куколки с клыками спят в гробах… Пару лет назад моя пятилетняя дочь, которая ни разу не смотрела этот мультик, самозабвенно мечтала об этой кукле, т.к. все дети вокруг в них играли. Я очень переживала, что «монстры» не пойдут на пользу детской психике, но мой ребенок мог остаться за бортом «тусовки», ибо только у нее не было такой куклы. (А этот фактор в их возрасте пострашнее клыков и гробов). Я обсудила эту тему с психологом и услышала мнение, что лучше куклу купить и удовлетворить социальную потребность ребенка, но наделить ее положительными качествами. Так в нашем доме появилась Дракулаура, монстр с «человеческим лицо»! Ребенок был счастлив, а монстр стал добрым. Прошло время, и она валяется в ящике с другими игрушками, все живы и спокойны.
Настя: Получается вы изменили образ куклы-монстра и тем самым кардинально поменяли ее социальную роль. А хорошо ли это на самом деле? Может быть страшные куклы не так уж и опасны? Они ведь по сути помогают детям различать добро и зло. Наглядно демонстрируют отрицательных героев. И в сказках, чаще всего побеждает добро. Так может и в игре нужно, чтобы какой-нибудь богатырь победил злого монстра? А вы его раз, и сами «победили», перевели в ранг положительных героев, коим он совсем не является. Не это ли на самом деле портит детскую психику – смешивает понятия?
Джул: Скажешь тоже! Одно дело, если бы ребенок попросил у меня Бабу Ягу купить, я бы не думая, согласилась. С ней все ясно. Старая злая бабка, которую непременно нужно победить. Но тут другое. Меня не пугают отрицательные герои, как таковые. Ты права, ребенок должен в какой-то период жизни осознать, что есть «хорошие» и «плохие». Меня ужасают сюжеты мультиков/фильмов, по которым дети потом играют в этих героев. Телевизор, и в целом медиа, транслируют такие тренды, как агрессивное поведение и насилие, которое закрепляется в голове у детей, как норма. Это не мультик про то, как Илья Муромец победил Змей Горыныча и ускакал восвояси, мир, дружба, жвачка. «Детские» медиа изо дня в день, из серии в серию, транслирует сюжеты, где герои с легкостью отрезают друг другу головы, обижают, бьют, издеваются. Современный контент сплошь состоит из каких-то сказочных «уродышей» и монстров. Ребенок смотрит и воспринимает их как данность, привыкает к ним. Снижается общий порог восприятия уродства. Дети не боятся страшных игрушек! Это то, с чего мы начали разговор. А должны бы бояться! Это нормально бояться/опасаться того, что непонятно, несимпатично, выглядит агрессивно. Но они не боятся. Их порог эстетического восприятия снижен. И поверь, он не повысится с годами. Точно также и во взрослой жизни их не будет пугать агрессия и насилие.
Настя: Определенная логика есть, конечно, в твоих словах. НО! Я недавно читала результаты исследования как раз на тему детских игрушек. Так вот, ученые утверждают, что содержание игры ребенка определяется не столько образом самой игрушки, сколько социальным контекстом жизни ребенка и его предыдущим опытом. Следовательно, ты показывай хоть сколько добрых мультиков и прячь монстров в сундук, если ребенок окружен руганью и агрессией, милые пони, в которых он играет, будут хамить и обижать друг друга. И наоборот, несимпатичные, агрессивные игрушки глобально не влияют на характер его игры, если его реальная жизнь наполнена добром и любовью. Случай с вашей Дракуалочкой – живой тому пример.
Джул: А вы покупаете детям «страшные» игрушки? И какой у вас опыт общения детей с подобными куклами?