Неделю назад Смольный подтвердил планы по размещению предприятий первого (максимального) класса опасности в промзоне «Каменка». Необходимые изменения были внесены в планировку территории. За этим последовали акции протеста и письменные обращения, поддержанные представителями разных политических сил. Уход Полтавченко, игнорировавшего жалобы населения, и назначение на его место Александра Беглова вернул надежду на то, что проблема будет решена в пользу горожан.
История с душком
Варианты утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) обсуждаются в Петербурге много лет. Сначала главной проблемой был полигон «Новоселки» на пересечении Парашютной улицы и КАД. Вонь от огромной свалки высотой в 45 метров разносилась на многие километры. В конце прошлого года экологи и активисты сумели добиться того, чтобы полигон закрыли на «рекультивацию». Проще говоря, мусорную кучу присыпали землей и пообещали выкачать из нее биогаз.
После закрытия «Новоселок» вопрос о том, что делать с мусором, обострился еще больше. В 2014-м Смольный решил строить завод с технологией «термической обработки» (сжигания) мусора, но под давлением общественности был вынужден отказаться от затеи. Экологическая комиссия регионального парламента признала, что это «гарантированно создаст источник негативного воздействия на окружающую среду и здоровье людей».
Однако весной этого года проект неожиданно разморозили. Причем речь идет уже о строительстве не одного, а двух или даже трех объектов.
На прошлой неделе председатель городского комитета по инвестициям Ирина Бабюк подтвердила, что постановлением правительства предусмотрено размещение в промзоне «Каменка»
1. мусороперерабатывающего завода мощностью до 40 тыс. тонн;
2. мусороперерабатывающего и мусоросжигательного завода I (наивысшего) класса опасности мощностью 350 тыс. тонн.
Сейчас наиболее близок к реализации второй пункт. Инвестором проекта выступает греческий концерн Helector Actor и его российская «дочка» ООО «Левашово мусоропереработка проект» (ЛМП). Строить завод хотят рядом с «Новоселками» и полигоном иловых осадков «Водоканала» «Северный». Опасные отходы «Водоканала» будут утилизировать там же.
Будут сжигать или нет?
В городском комитете по инвестициям настаивают, что речь идет о строительстве мусороперерабатывающего, а не мусоросжигательного завода.
В презентации проекта, которая была выложена в СМИ, говорится об автоматической сортировке мусора, извлечении вторсырья и выработке топлива с производством тепловой и электрической энергии путем сжигания немногочисленных остатков.
«Партнер готов внедрить передовую технологию стеклования золы и исключить захоронение остатков с опережением европейского опыта утилизации отходов», – говорят инвесторы.
Противники завода подчеркивают, что детального проекта завода пока нет, а презентация не отражает полной картины. Поскольку власти так и не запустили общегородскую программу по раздельному сбору отходов, в печи будут отправлять не менее 67%.
«Без придомового раздельного сбора заводская сортировка очень низкоэффективна - большинство полезных фракций будут сильно загрязненными и неподлежащими дальнейшей переработке», - пояснил в интервью «ПолитЭксперту» активист движения «Мы против вони и мусоросжигания на севере СПб» Андрей Калашников.
Проектной документации инвестор действительно пока не предоставил, хотя запуск завода планируется уже в 2021 году. Перед началом строительства проект должен пройти общественную и государственную экологические экспертизы, а также публичные слушания.
«Это утопия»
Специалисты по защите окружающей среды называют проект «геноцидом петербуржцев». Говорят, он отравит почву и нанесет непоправимый вред здоровью жителей города.
Эколог Сергей Грибалев, более 15 лет проработавший начальником Департамента экологического контроля в Администрации Ленобласти, считает, что команда бывшего губернатора попросту «обманывала людей».
«Каждый день Петербург производит по 30 тысяч тонн отходов. Город вывозит миллионы кубов мусора в область. И сейчас вдруг этот поток пойдет на некий суперсортировочный комплекс, который якобы будет весь этот мусор тщательно разгребать и сжигать только безопасные фракции. Это утопия», - уверен собеседник «ПолитЭксперта».
Он рассказал, что в 2014 году лично присутствовал на презентации греческого проекта и еще тогда высказал возражения на его счет.
«Они до сих пор даже не могут предоставить детального проекта, где будет прописано, какие именно отходы будут сжигать и какие от этого будут выбросы. Выборки наблюдений на тему того, как работа таких заводов воздействует на людей на протяжении долгого времени, у них тоже нет», - заметил эколог.
Между тем, в результате сжигания отходов в окружающую среду попадают тяжелые металлы (серебро, олово, свинец, кадмий, медь, цинк, хром, ртуть), а также диоксины и другие опасные вещества. Как показывают исследования, риск возникновения онкозаболеваний у детей в пятикилометровой зоне от МСЗ возрастает в два раза, а расстояние, на котором наблюдается повышение уровня диоксинов от выбросов МСЗ, составляет 24 км. То есть под угрозой большая часть Петербурга, в том числе исторический центр города.
«Мина замедленного действия»
Почти вся Европа, по словам Сергея Грибалева, от сжигания давно отказалась. И неспроста. В качестве показательного примера эколог привел Таллин, где тоже несколько лет назад построили МСЗ:
«Говорили про суперсовременные технологии и фильтры. А потом провели анализ и выявили повышенное содержание тяжелых металлов в двух близлежащих районах, в том числе на детских площадках. То есть у них заражена почва. А в этом году на заводе произошел пожар со страшнейшим выбросом, который покрыл весь Таллин».
В качестве альтернативы эксперт предлагает следовать примеру Европы и переходить на так называемую литификацию отходов (от греческого lithos – камень). Этот метод предполагает прессовку того, что отсортировать нельзя, в плотные строительные блоки, из которых можно делать все что угодно, например, использовать их в дорожном строительстве.
«То, что предлагают сейчас - это опасные технологии, которые закладывают мину замедленного действия. Поэтому наши власти должны повернуться не к грекам, а к своим людям и сказать им – давайте сортировать. И люди поддержат», - считает Грибалев.
Он убежден, что жители Петербурга к сортировке мусора готовы. В городе уже развиты проекты по раздельному сбору отходов, а если это будет введено на общегородском уровне, то даст хорошие результаты.
Опасная близость
В обращениях к Смольному главное, о чем просят люди, – чтобы опасные объекты не строились вблизи жилых домов. «Каменка» расположена в Выборгском районе, на границе с Приморским. Рядом проходят КАД и ЗСД. Неподалеку от промзоны разрастаются новостройки.
«В непосредственной близости от «Каменки» расположено огромное количество жилых массивов: многоэтажные комплексы «Каменка» и «Новая Каменка», «Чистое небо», «Юбилейный Квартал», «Шуваловский», «Легенда Комендантского», «Юнтолово», «Ультра Сити», «Граффити», «Полис на Комендантском», «Йога», «Ариосто», «Орловский Парк» и «Новоорловский».
Ближайшая граница жилой застройки уже сейчас находится в 2,5 км от планируемых опасных объектов. В дальнейшем запроектировано разрастание жилых массивов до КАД, почти вплотную к планируемым заводам. В зоне поражения оказываются также жители Левашово, Парголово и Сертолово.
В Приморском районе проживает более 540 тысяч человек. Население Выборгского - более 500 тысяч. Кроме того, Приморский район находится на первом месте по естественному приросту населения, то есть в нем проживает большое количество семей с маленькими детьми», - говорится в петиции, которую подписали уже более 9 тысяч человек.
Согласно санитарной классификации, и МПК, и МСЗ относятся к объектам максимально высокого I класса опасности, для которых установлена санитарная защитная зона в 1 км. Но это расстояние не обеспечит защиты петербуржцев от воздействия диоксинов и других вредных веществ, отмечает активист Андрей Калашников.
«Вы ведь понимаете, это еще куда ветер дунет. А ветра у нас сильные. Так что донесет и до центра города, и куда угодно», - замечают участники группы ВК «Мы против вони и мусоросжигания на севере СПб».
«Да, зона отчуждения - 20 км от завода», - соглашаются комментаторы.
Представители застройщиков в приватной беседе с корреспондентом «ПолитЭксперта» признаются, что из-за новостей о возобновлении проекта спрос на жилье падает – люди боятся покупать квартиры в опасном районе.
По словам Андрея Калашникова, на вопрос о том, почему площадку не заменят, в кабинетах Смольного отвечают - больше негде.
«Вся территория Петербурга застроена жилыми кварталами вплоть до самых границ. Единственная альтернатива - строить (заводы) в Ленобласти, но в этом случае город потеряет огромное количество средств от управляющих компаний, которые потекут в бюджет ЛО», - говорит активист.
Жительница Выборгского района, эколог Анна Гаркуша отмечает, что расторжение соглашения с греками в одностороннем порядке повлечет за собой гигантские штрафы для города. А когда речь идет о больших деньгах, проблемы простых жителей мало кого волнуют.
«Противопоставили себя всему городу»
По словам Сергея Грибалева, команда Полтавченко, поддерживая этот проект, «противопоставила себя всем жителям города» - большинство осознают степень угрозы и выступают против.
17 сентября в Смольный было передано 8 тысяч подписей неравнодушных граждан, которые призвали строить максимально безопасные мусороперерабатывающие предприятия и размещать их только в удаленных от жилья местах, а также активно внедрять раздельный сбор отходов во всех коммунальных хозяйствах города.
19 сентября жители северных районов, не желающие дышать грязным воздухом, провели одиночные пикеты у правительства.
Бороться с проблемой людям помогают представители разных политических сил. Одна из активных противниц мусоросжигания - председатель регионального отделения «Справедливой России» Марина Шишкина, которая обнаружила несоответствие сроков утверждения документации по пересмотру планировки территории промзоны «Каменка» относительно размещения там объектов I класса опасности.
По ее мнению, путаница с датами «вряд ли была случайной»:
«Вероятно, хотели создать видимость того, что увеличение класса опасности абсолютно законно. Но есть все основания полагать, что это не так или не совсем так».
Шишкина уже направила в Смольный письмо с требованием пересмотреть документы.
Подключился к протесту и депутат заксобрания от партии «Яблоко» Борис Вишневский, который обратившийся с просьбой не допустить строительства МСЗ в Петербурге к министру природных ресурсов и экологии РФ Дмитрию Кобылкину.
А депутат ЗакСа от «Единой России» Андрей Анохин на заседании парламента 3 октября выступил с идеей создать Экологический совет, в который должны войти, в том числе, жители города. По мнению Анохина, это позволит людям напрямую получать информацию от первых лиц и снизит протестный потенциал.
«У нас появился шанс»
Сами жители идею о создании экосовета полностью поддержали.
«Сейчас единственным нашим легитимным способом общения с властью являются регулярные запросы и обращения, срок ответа на которые обычно составляет 30 дней. Причем чаще всего от самых важных ответов представители власти увиливают. Таким образом, чтобы получить исчерпывающую информацию, требуется до полугода активной переписки», - отметил Андрей Калашников.
При этом активисты уверены, что с приходом в Смольный нового руководства предложение актуальности не теряет.
«У нас появился шанс, и надо его использовать. По крайней мере, дочери Беглова (в отличие от сына Полтавченко) не были замечены в подозрительных связях с мусоросжигателями. А обращение в ЗакСе перенаправят действующему врио», - пишет один из участников группы в ВК.
«Тем более, дочери Беглова живут в Питере. Вряд ли он позволит их травить», - замечает другой.
«Почитала его биографию. Там очень подробное инфо, из которого следует, что в вопросах строительства промышленных объектов Беглов - опытнейший специалист. Он понимает, о чем речь. Может быть, сможем до него достучаться, чтобы услышали нас и поняли», - поддерживает третий.
«Беглову сейчас надо себя проявить, чтобы заслужить голоса (на выборах, - ред.). Сейчас лучшее время для того, чтобы писать и писать», - считают комментаторы.
Сергей Грибалев в беседе с ПЭ выразил надежду, что новый руководитель «не будет бегать от населения и прятаться от неудобных тем, как его предшественник».
Андрей Анохин заверил, что после смены руководства в Смольном вопрос о создании экосовета по-прежнему актуален.
«Это официальный запрос законодательного собрания. Адресован он губернатору. И сейчас мы ждем ответа от Александра Дмитриевича Беглова. Он должен быть дан на следующей неделе», - заявил депутат в интервью «ПолитЭксперту».
Активисты движения против строительства МСЗ обращение на имя врио тоже уже готовят и верят, что оно не останется без внимания....
Подробнее читайте тут: https://politexpert.net