(2011, США)
Сдаётся мне, что в кинотеатрах индейских резерваций этот фильм крутили под названием "Пришельцы против пришельцев". А, может, и нет, ведь индейцы в этой истории не только не забыты, но и заключают союз с бледнолицыми супротив их нового общего врага - серомордых. Тех гадов, что летают над прерией на своих больших железных птицах и похищают людей, невзирая на их цвет кожи, возраст и половую принадлежность. А стоит лишь намекнуть серомордым о том, что они неправы, пустив им вслед стрелу или пулю, как те сразу обижаются и палят в ответ какой-то светящейся гадостью и при этом редко промазывают.
Короче говоря, данный фильм - еще одна странность нынешнего кинематографа, непонятно каким образом появившаяся на свет. Потому что, как учит нас новейшая киноистория, после кассового успеха "Назад в будущее 3" (1990) все дальнейшие попытки жанрового скрещивания вестерна и фантастики раз за разом терпели крах. Высокобюджетный "Дикий, дикий Вест" (1999), телесериал "Светлячок" (2002), "Миссия "Серенити"" (2005), "Джона Хекс" (2010)... "Ковбои против пришельцев" тоже не явили нам чудо своим трескучим провалом. Равно как вышедшие затем "Одинокий рейнджер" (2013) и "Хан Соло" (2018), чьи бюджеты и вовсе распухли до астрономических величин - 215 и 300 млн $ соответственно. И лишь телесериал "Мир Дикого запада" (2016) умудрился продержаться два сезона и замахнуться на третий, выбившись из этого скорбного ряда финансовых неудачников.
Но вернемся к нашим баранам... в смысле "Ковбоям". На что именно надеялись вкладчики бабла, причем немалого, в такого рода проект? Или все они поголовно страдали шейным ревматизмом и не могли оглянуться назад на фатальный опыт коллег? Тем более, что взяв за основу сценария одноименный графический роман, творцы фильма во главе с неплохим режиссёром Джоном Фавро выдали нам фантастическую историю, столь же банальную, как какой-нибудь "День независимости 2". С той лишь разницей, что местные хорошие парни носят шляпы, револьверы и ездят на лошадях, а пришельцы не страдают "тарелочным" гигантизмом и вообще ведут себя куда скромнее, чем амбициозные инопланетяне Роланда Эммериха.
Нет, к чести Фавро надо сказать, он из кожи лез, стараясь оправдать доверие зрителей. Даже Дэниэла Крэйга с Харрисоном Фордом на главные роли зазвал. И велел им играть так, словно это был настоящий олдскульный вестерн, а не балаган с хрестоматийными злыми пришельцами, чьи корабли бороздят просторы Дикого Запада и, заарканивая людей стальными тросами, куда-то их уносят; куда именно, выяснится ближе к концу.
Вот только ни Крэйг, ни Форд, ни очаровашка Оливия Уайлд, ни будущий оскароносный Сэм Рокуэлл так и не превратили эту линейную историю в конфетку. Да и ничто не спасло бы ее от забвения, поскольку ни напугать как следует зрителя она не могла, ни сюрпризов ему не припасла. По крайней мере таких, которые шокировали бы его в хорошем смысле слова.
Но ведь какие-то плюсы у этого фильма должны быть помимо участия в нём честно отрабатывающих гонорары звезд? Возможно, юмор? Не может же история, изобилующая таким количеством фантастических банальностей, быть серьезной аж до дрожи в поджилках?
До дрожи - нет, конечно, и кое-каким юмором "Ковбои", безусловно, искрят. Но не настолько, чтобы из него разгорелось пламя настоящего комедийного боевика. Хотя, как показывает дальнейший опыт "Одинокого рейнджера", даже фонтаны шуток в исполнении первоклассного лицедея вроде Джонни Деппа не вытаскивают фантастические вестерны из кассовых аутсайдеров в хиты проката. Если, конечно, их снимает не Роберт Земекис ("Назад в будущее 1-2-3"). Хотя, подозреваю, что в безнадежном случае "Ковбоев против пришельцев" ситуацию не спас бы даже он.
***
В общем, кино, у которого есть лишь одно 100% достоинство - оно экономит драгоценный объем вашей памяти. И вскоре автоматически стирается из нее, освобождая место под более приятные и стойкие воспоминания о чем-нибудь другом. Что, естественно, адски досадно для блокбастера ценою в 163 миллиона, но... "такова уж селяви". А если кто-то и виноват в том, что картина выдалась проходной, то явно не мы с вами. И не Джон Фавро, если на то пошло, учитывая, что через пять лет он восстановит свою репутацию, сняв мегауспешную "Книгу джунглей" (2016). Просто незамысловатые "Ковбои против пришельцев" вышли не в свое время, с катастрофическим опозданием лет этак на 25, и в этом моральном устаревании, пожалуй, зарыт главный корень их бед.