Приморский край ежегодно страдает от разрушительных наводнений, вызванных тайфунами. К сожалению, это стало правилом. До сих пор власти края боролись с последствиями ЧС, выплачивая компенсации пострадавшим, а деньги на восстановление смытых мостов и дорог «отрезались» с других статей краевого бюджета. Однако новый руководитель Приморья, Олег Кожемяко, намерен сделать работу по предотвращению наводнений системной.
Бороться с природными катастрофами Кожемяко не привыкать – на его счету десятки испытаний, включая 9-балльное землетрясение в Корякии, сильнейший за всю историю паводок на Амуре и регулярные циклоны на Сахалине и Курилах. И в каждом случае губернатор оказывался в самом эпицентре стихии, терпя лишения вместе с простыми людьми. Возможно, именно поэтому ликвидация последствий ЧС происходила в кратчайшие сроки, а затем на смену «чрезвычайным» мерам приходили системные – по предотвращению катастроф.
Корякский экзамен
Символично, что свою карьеру губернатора Олег Кожемяко начал в чрезвычайных обстоятельствах. Первым регионом, который он возглавил, в марте 2005 года стал Корякский автономный округ. Кожемяко сразу пришлось в буквально смысле спасать Корякию от замерзания – системы отопления в селах выходили из строя одна за другой из-за преступной халатности чиновников… Казалось, ситуация безнадежна, но коллапса удалось избежать, а к следующей зиме регион подошел полностью готовым. Нужно было всего лишь заставить работать чиновников да вовремя закупать топливо для котельных. Что и сделал новый губернатор Корякии.
Однако главный вызов Олегу Кожемяко во время его работы в Корякском АО бросила стихия. В апреле 2006-го в регионе произошло 9-балльное землетрясение. Эпицентром стал Олюторский район, но толчки ощущались в 31 населенном пункте Корякского АО. В Тиличиках, Корфе и Хаилино пострадали все без исключения здания, были нарушены практически все коммуникации. Некоторые села стихия «добивала» повторными толчками в течении нескольких месяцев.
«Особенно тяжелым положение было в Корфе. Из расположенного на косе поселка пути к эвакуации были отрезаны. Все ждали цунами, которое могло полностью смыть населенный пункт. Пришлось срочно бороться с ледяными торосами, расчищать дорогу через залив. Даже те, у кого жилье уцелело, боялись возвращаться домой из-за продолжающихся подземных толчков. А ведь конец апреля в Корякии – это настоящая зима с морозами до 20 градусов», - вспоминал впоследствии Олег Кожемяко, который прибыл в поселок через несколько часов после первых толчков.
В первые ночи после землетрясения жители поселка Корф ютились в необорудованных палатках на сопке рядом со станцией «Орбита». Пищу готовили на кострах, у которых спасались и дети, и пенсионеры, и больные. Губернатор Кожемяко находился вместе с людьми до того, как пришла помощь с «большой земли».
В результате Олюторского землетрясения не погиб ни один человек. Однако после того, как жители разрушенных поселков были эвакуированы в безопасное место, перед властями региона стала новая задача – восстановление жилья.
«Вся сложность в завозе материалов была. Вездеходы ломались», - рассказывает один из строителей. Около ста рейсов пришлось сделать на вездеходах, загруженных стройматериалами, из Тиличиков в Хаилино. В Тиличики все необходимое для строительства везли морем.
СПРАВКА
Поселок Корф после землетрясения пришлось закрыть, расселив его жителей. А в Тиличиках для жителей наиболее разрушенных домов в 2006-2008 годах в сейсмо- и цунамибезопасной зоне был построен новый микрорайон Верхние Тиличики. Строители работали в две смены, и первые новоселья состоялись уже через несколько месяцев после землетрясения, еще до наступления холодов. В эксплуатацию были введены свыше 10 тыс. кв. м. комфортабельного жилья для 357 семей, новая школа, больница с поликлиникой, здание администрации, пожарное депо, дом культуры, магазин, интернат для детей. Общая площадь нового поселка составила 32,5 га. В поселке Хаилино было построено 15 жилых домов на 54 семьи, детский сад на 60 мест и учебно-просветительский центр.
Наводнение, преобразившее область
Пять лет назад на Дальний Восток обрушился самый мощный паводок с 1898 года, вызванный продолжавшимися несколько недель дождями. Первой удару стихии подверглась Амурская область, губернатором которой на тот момент был Олег Кожемяко. Причем под воду ушли самые густонаселенные и экономически развитие территории - центр и юг области, где проживает 80 % населения. Непригодными для проживания стали 2 тысячи домов; было смыто 1,5 тысячи км автодорог. Погибла треть урожая зерновых и сои, потери сельскохозяйственных предприятий и личных хозяйств составили астрономические 19 млрд рублей. Суммарный экономический ущерб от наводнения оценивается в 40 млрд рублей.
Губернатор области Олег Кожемяко распорядился в кратчайший срок, еще до перечисления федеральных денег, выплатить компенсации пострадавшим и приступить к восстановлению жилья. Но спешил Кожемяко даже не потому, что ликвидация ЧС была на личном контроле президента России Владимира Путина. Просто до первых заморозков оставались считанные недели, а многие жители области остались и без денег, и без имущества. Поэтому по строительству нового жилья были сразу же определены четкие сроки, за соблюдение которых Олег Кожемяко спрашивал с подрядчиков и глав муниципалитетов.
К концу весны 2014-го большинство пострадавших от паводка амурчан обрело новый дом. Новоселье отметили и социальные объекты – школы, детсады, ФАПы, дома культуры. Многие села Амурской области стали выглядеть лучше, чем до наводнения: были восстановлены объекты коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, электросети, дороги, мосты. А в некоторых населенных пунктах впервые появились дома с водопроводом и канализацией!
Для того, чтобы горе людей не повторилось вновь, строительство новых домов велось на возвышенностях - там, где нет риска подтопления. Кроме того, благодаря личному участию губернатора ни одно сельхозпредприятие не стало банкротом, а в следующем, 2014-ом году, в Амурской области собрали рекордный за всю историю урожай сои.
Готовиться, а не «бить по хвостам»
Последний на данный момент «экзамен» по борьбе со стихией Олег Кожемяко выдержал за три недели до отъезда в Приморье. В начале сентября на Сахалин обрушился мощнейший тайфун «Джеби». Ураганный ветер валил деревья и светофоры, срывал обшивку крыш. Сошедший из-за дождя сель нарушил транспортное сообщение между югом и севером Сахалина. Но благодаря тому, что для ликвидаций последствий тайфуна на Сахалине были заранее сформированы 187 аварийно-восстановительных бригад, в течение двух суток города и села вернулись к привычной жизни, а автомобильное сообщение между севером и югом острова было восстановлено.
Свой подход – готовиться к ЧС, а не «бить по хвостам» - Олег Кожемяко намерен внедрить и в Приморье, где в последние годы часто «тонут» целые города и поселки. Уже через два дня после возращения в родной край он лично отправился в Уссурийск и Михайловку, наиболее пострадавшие от наводнения в конце августа. Пообщавшись с подтопленцами и осмотрев их дома, Кожемяко распорядился составить перечень резервных стройматериалов, которые могут быть выданы жителям для ремонта домов. Кроме того, глава региона взял на контроль исполнение комплексной программы по защите от наводнений Уссурийска, рассчитанной на пять лет. А в селе Михайловка уже расчищают русло одноименной реки и проводят работы по очистке колодцев и водостоков – эти меры позволят снизить вероятность выхода «большой воды» к домам и огородам.
СПРАВКА
Общий объем расходов на постройку и реконструкцию дамб в Уссурийске составит 6,8 млрд рублей – из федерального, краевого и муниципального бюджетов. Первым объектом станет дамба в центре города. Работы планируется начать в 2019 году, на них предусмотрено 1,8 млрд рублей.