"Титаник" — огромнейший пассажирский корабль начала XX столетия, относившийся к британской почтово-пассажирской пароходной фирме «Уайт Стар Лайн» — был создан в 1911 г.. Его водоизмещение составляло 46328 тонн, протяженность — 269 метров, скорость — 25 узлов. В период собственного первого плавания из Саутгемптона в Нью-Йорк в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года «Титаник», встретившись с айсбергом, потонул в 800 км к юго-востоку от острова Ньюфаундленд. Количество погибших, согласно разным сведениям, равняется от 1400 до 1517 человек (в целом на борту было приблизительно 2200 человек). Страховые фирмы выплатили членам семьи потерпевших аварии более 14 миллионов фунтов стерлингов, согласно тем временам — большая сумма. Крушение «Титаника» — одна из крупнейших мореходных аварий XX столетия.
1 сентября 1985 года три участников подводной экспедиции, возглавляемой профессором Робертом Баллардом, снизились в батискафе «Альбин» на глубину больше 4 км и в первый раз через 73 года после аварии заметили на морском дне разломившийся на 2 части корпус «Титаника». Но его исследование не только лишь не прояснило отдельных таинственных факторов крушения огромного лайнера, но и спровоцировало большое количество новых вопросов.
Так, все эти годы полагалось, то что «Титаник» утонул потому, что при столкновении айсберг вспорол ему обшивку правого борта ниже ватерлинии в длину приблизительно 60 метров. Но экспедиция Балларда выявила в обшивке корпуса только лишь шесть относительно маленьких разрывов, края которых были выкручены наружу. Подобные дефекты могли, к примеру, появиться в следствии взрыва (либо взрывов) внутри корпуса корабля. Однако вследствие чего случились данные взрывы и как они связаны со столкновением?
Вероятно, действия развивались таким образом. Айсберг проломил бортовую обшивку ниже ватерлинии на уровне машинного отделения, и туда хлынула холодная морская вода, имевшая температуру 2 градуса по Цельсию. Когда она начала наполнять паровые баки, в их раскаленных стенках из-за острого различия температур появились грандиозные напряжения. Металл не вынес, стенки порвались, и котлы, давление пара в каковых доходило до 150 атмосфер, стали разрушаться. Взрывы увеличили объемы приобретенных при столкновении пробоин и формировали свежие, выворачивая их оборванные края наружу…
Факт столкновения «Титаника» с плавучей ледяной горой колебаний не порождает. Его свидетельствовали многочисленные пассажиры и члены экипажа, которым повезло остаться в живых. Однако по какой причине, опять-таки согласно подтверждениям свидетелей, ни пассажиры, ни члены экипажа не ощутили ровным счетом ничего, помимо легкого содрогания корпуса и как бы отголоска дального взрыва? А ведь о огромную ледяную глыбу, обладавшую прочностью горы, стукнулось тело весом 66000 тонн, перемещавшееся со скоростью 40 км/час!
Может быть, «Титаник» совсем и не встретился с айсбергом, а только немного тронул его? А столкнулся он с чем-то совершенно иным? Либо это «что-то» умышленно встретилось с лайнером, использовав айсберг в качестве «ширмы» и став подлинным виновником крушения корабля?
Ну а в случае если все-таки инициатор — айсберг, то по какой причине в целом случилось данное столкновение? Как могло произойти, то что при ясной, тихой погоде и абсолютном отсутствии волнения в океане — явлении необычном для данных широт и данного времени года — дежурным офицерам и матросам не получилось своевременно увидеть угрозу и принять меры, чтобы исключить аварии? Тем более что, как обнаружилось позднее, на пути следования «Титаника» фатальный айсберг был одним-единственным в радиусе многих десятков миль.
Не поддается истолкованию и удивительная неосторожность капитана Смита и его 2-ух дежурных помощников, Мэрдока и Лайтоллера. В свое время ее причиной были признаны ясная погодка и полный затишье в океане. Данноя легкомыслие выразилось, в частности, в том, что матросов-наблюдателей в «вороньем гнезде» на мачте даже не обеспечили биноклями. Они наблюдали за происходящей вокруг ситуацией невооруженным глазом! Не было и дежурного-впередсмотрящего на носу корабля. Если неминуемость столкновения с айсбергом стала явной, фатальную и непростительную для специалиста оплошность допустил главный помощник капитана Уильям Мэрдок. В случае если б в тот момент он дал команду «Полный назад! Прямо руль!», то «Титаник» сохранился б на плаву. Вычисления выявили, то что в данном случае при столкновении оказались б сломаными 2 носовых влагонепроницаемых отсека, судно получило бы дифферент на нос, который легко устранялся наполнением забортной водою двух кормовых отсеков. Оставшиеся неповреждёнными другие 12 отсеков гарантировали б «Титанику» плавучесть, и в случае если при этом он все же не сумел бы собственным ходом добраться до Нью-Йорка, то, по крайней мере, все без исключения пассажиры и члены команды были бы живы.
К несчастью, Мэрдок скомандовал по-иному: «Полный назад! Лево руля!», подставив под столкновение айсберга весь правый борт лайнера. Итог данной оплошности опытного морского офицера известен…
Комиссия, расследовавшая условия крушения «Титаника», пришла к выводу, то что ближе всех от зоны аварии было судно «Калифорниен» — только одно корабль, которое, согласно суждению комиссии, могло б придти на поддержку погибающему лайнеру, тем более что оба они были один от другого в пределах прямой видимости. Следственная комиссия признала Стенли Лорда, капитана парохода «Калифорниен», одним из виновников смерти более чем 1 тыс. человек, пребывавших на борту «Титаника». Приговор в предумышленном неоказании помощи людям, терпящим катастрофу на воде, считается очень тяжелым для каждого моряка, а тем более для капитана корабля, что ставит крест в его профессиональной репутации и последующей мореходной карьере.
Решение комиссии не подверглась сомнению, и только в 1968 г. Американская ассоциация капитанов торгового флота, снова исследовав причины краха «Титаника», пришла к заключению, что приговор, выдвинутый против капитана Стенли Лорда пятьдесят с лишним лет тому назад, был ложным. «Калифорниен» был слишком далеко, с него никак не могли наблюдать утопающий «Титаник». Было подтверждено, то что дистанция между данными 2-мя судами была до такой степени огромна, что для них исключалась вероятность увидеть даже ходовые огни друг друга. Но вместе с этим обнаружилось, то что между тонущим «Титаником» и лежащим в дрейфе «Калифорниен» обнаружилось ещё какое-то судно, при этом с «Титаника» его приняли за «Калифорниен», а с «Калифорниен» — за «Титаник».
Направленность маневров третьего корабля получилось довольно четко определить по записям в дежурном журнале «Калифорниен» и согласно свидетельствам членов его команды, а кроме того людей, уцелевших с «Титаника». Данные маневры представляются довольно необычными. Корабль, идущий направлением с северо-востока на юго-запад, оказывается в области зрения дежурных на двух перечисленных судах приблизительно в одно и то же время — в 22.25. Ровно в 23.40, то есть в тот момент, когда «Титаник» встречается с айсбергом, третий корабль стопорит машины и ложится в дрейф, а затем… разворачивается на 180 градусов, будто собираясь отправиться обратным курсом! Но он этого не делает и до 02.05 не прекращает дрейфовать, будто бы издалека — с интервала приблизительно 6 морских миль — следя за раскручиванием катастрофы «Титаника». Уже после этого этот корабль запускает машины, вновь разворачивается на 180 градусов и удаляется на юго-запад. В 02.40 его ходовые огни исчезают из поля зрения дежурных на «Калифорниен».
В 1963 году капитан норвежского промыслового лайнера "Самсон" в эфире на радио признался, что это было именно его судно. Он корил себя за то, что был невнимателен и принял ракеты, пущенные с "Титаника", за стрельбу американского корабля. Только после анализа бортовых журналов он понял, что случайно стал виновником гибели 1,5 тыс человек.